Ranger's House. The Wernher Collection
Лондон можно открывать как скатерть-самобранку. И каждый раз будут появляться новые диковинные блюда – факты, события, вещи, личности, здания и еще целый ворох всего, имя которому – история этого до конца непостижимого города.
У Дома Рейнджера (Ranger’s House) есть своя тайна: он стоит прямехонько на нулевом меридиане Гринвича. Этот элегантный георгианский особняк из красного кирпича фасадом смотрит на северо-западную часть Блэкхита (Blackheath), а «спиной» выходит на огромный массив великолепного Гринвич-Парка (Greenwich Park). Начиная с 2002 года здесь экспонируется обширная коллекция искусства, собранная Юлиусом Вернером – немецким алмазным магнатом из Южной Африки. Более 700 экспонатов этого собрания, среди которых есть немало шедевров, расквартированы в 12 залах здания. Живопись мастеров Возрождения – Франческо Франча, Филиппино Липпи, Ганса Мемлинга, Габриеля Метсю, портреты английских художников – Джошуа Рейнольдса, Джоржда Ромни, Джона Хоппнера, мраморная скульптура Бергонзоли «Любовь ангелов», коллекция бронзовых изделий, считающаяся одной из лучших в Европе (после мировых музеев, разумеется). И, конечно, эклектичное смешение всевозможных предметов декоративно-прикладного искусства: средневековые, византийские и ренессансные поделки из слоновой кости, гобелены, французская мебель, севрский и мейсенский фарфор, лиможские эмали, ювелирные изделия эпохи Возрождения – в общем, самое «комильфо», свидетельствующее о высоком статусе владельца. Впрочем, сам Юлиус Вернер в этом доме никогда не проживал.
За более чем трехсотлетнюю историю у дома сменилось немало владельцев, и каждый вносил в архитектуру здания что-то свое – достраивал, сносил, переделывал. Построил дом в 1699 году капитан Френсис Хосье. Гринвич, а также районы Вулич и Депфорд были по тем временам мощными морскими базами и центрами мореходства в империи. Неудивительно, что высшие морские чины селились на холмах Гринвича, с плоских крыш домов которого было весьма удобно наблюдать и координировать продвижение судов. Дом был спланирован как строгая симметричная постройка из красного кирпича с фасадом из портлендского мрамора. Над парадной дверью возвышается каменная маска бога морей Нептуна – очевидно, сентиментальная дань памяти кораблю, на котором молодой 19-летний капитан начинал свою службу. Полы вестибюля облицованы белым и черным мрамором в шахматном порядке. Такой гранд-дизайн часто встречается на полотнах малых голландцев. Последней морской миссией капитана Хосье стала блокада испанского флота, доставлявшего драгоценности из Вест-Индии. Во время кампании отважный мореход заразился лихорадкой и умер в числе других 4000 человек. Корабль, везший тело капитана в бочке со спиртом на родину, пропустил известие о присвоении Хосье звания адмирала. Однако хоронили его как национального героя, со всеми почестями и в присутствии королевской семьи.
Следующим владельцем дома был сэр Филипп Стенхоп, 4-й граф Честерфильд, один из крупнейших политических деятелей XVIII века (пристроенное при нем восточное крыло носит имя Галереи Честерфильда). Стенхоп без излишней скромности говаривал, что из его дома открываются три самых прекрасных вида в Британии: на пустошь Блэкхит, на парк Гринвич и на Темзу. Состарившись и отойдя от дел, дряхлый, глухой и забытый влиятельными друзьями, лорд Честерфильд любил подолгу беседовать со своими растениями, овощами и фруктами; особой привязанностью у него пользовались ананасовые деревья, растущие в саду.
После Стенхопа дом перешел во владение Ричарда Хулса, затем был приобретен британской короной – как место для проживания почетных заслуженных граждан, которым присваивался титул «рейнджера» (лесника королевского парка). В разное время в стенах дома проживали как рейнджеры леди Каролина Браунсвик, разведенная супруга Георга IV; ее высочество София-Матильда, племянница Георга III. Среди почетных жителей был и граф Абердинский Георг, занимавший пост премьер-министра, и принц Артур, герцог Коннаутский, и последний из рейнджеров – генерал лорд Уолсли. К тому времени дом постепенно пришел в запустение, так что супруга лорда охарактеризовала положение дел одним емким словом – «свинюшник». В конце концов, в 1902 году, аренда здания было передана совету округа Лондона. Между 1959 и 1960 годами дом отреставрировали и использовали для показа местных исторических выставок, затем здесь экспонировали бывшую фамильную коллекцию графов Саффолкских и Беркширских (с 1974), а с 1986 года здание и коллекция перешли во владение организации «Английское наследие» (English Heritage). В конце 1990-х Suffolk Collection было решено перенести в Кенвуд Хаус (Kenwood House), а Дом Рейнджера фундаментально отремонтировать и разместить здесь коллекцию магната Юлиуса Вернера. К 2002 году работы были завершены, и с тех пор Рейнджер Хаус открыт для публики во всем своем великолепии – как некая идеальная модель богатого дома викторианских времен, блистающая шикарной коллекцией искусства.
Есть в истории Дома Рейнджера и русский след: родословная жены сэра Вернера графини Анастасии Михайловны де Торби (в девичестве), в замужестве – леди Вернер (Lady Zia Wernher) по отцу уходит к императору Николаю I, а по матери – к Александру Сергеевичу Пушкину. Воистину пути поэтов неисповедимы. Но это уже другая история.
Ranger’s House
The Wernher Collection
Chesterfield Walk, Blackheath, London SE10 8QX