На «тёмной стороне»: гнев и зависть
«Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?.. Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» – написал поэт Владимир Маяковский. Так же и вспышки гнева у нас возникают не случайно, они для чего-то нам нужны.
Мы воспринимаем гнев и его вариации – раздражение, злость и ярость – как негативные эмоции. Согласно мировым религиям, они проявление нашей «тёмной стороны».
Гневаться грешно, от этого следует отказаться. Традиционные общества считают гнев опасным: ведь мы не соглашаемся, протестуем, угрожая нарушить заведённый порядок вещей. Поэтому на протяжении всей истории человечества справедливо гневаться было привилегией правящих классов.
Гнев считался мужской эмоцией, так как он защищал права, которых у женщин раньше почти не было. Вполне логично, что от них ожидали смирения и послушания. Именно о таком прочтении социально приемлемых эмоций комедия Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой».
Развитие идеи равноправия и две мировые войны сняли табу с проявления гнева для всех сословий, женщин и даже детей.
Однако в середине двадцатого века на негативные эмоции снова начался «крестовый поход». Его возглавили представители позитивной психологии. Они утверждали, что для счастливой жизни нужно настроиться на позитив, думать о себе конструктивно и быть оптимистом. Деструктивные эмоции отбирают у нас энергию, усугубляют наши конфликты, как внешние так и внутренние.
Несомненно, в этом есть рациональное зерно. Позитивная настройка «фильтров» эмоционального восприятия снижает тревожность и помогает видеть возможности, а не застревать в проблемах.
Но нам не удаётся постоянно пребывать на волне позитива, потому что «тёмная сторона» – тоже часть нашей личности, она никуда не делась и обязательно напомнит о себе.
Посмотрим правде в глаза: гнев – это инстинктивная реакция, которую запускают архаичные структуры головного мозга в ответ на то, что мы считаем серьёзной угрозой. Только вот угрожающие нам «тигры» чаще всего бумажные! Мы их придумываем, и тому немало способствуют наши страхи и ограничивающие убеждения.
Со временем мы настолько приучаем себя бояться и гневаться, что воспринимаем это как черту своего характера – вспыльчивость.
Гнев – это очень быстрая эмоция. Его вспышка мгновенно переключает внимание на проблему, сужает наше восприятие и создаёт мышечное напряжение.
Мы получаем чёткий сигнал к действию и моментально реагируем, не размышляя. Поэтому во время приступа гнева так важно взять паузу. Она вовсе не означает слабость или капитуляцию. Мы просто «закрываем дверь», для того чтобы принять наилучшее решение.
Это возможно, лишь когда «ум ясен и спокоен» – так считает четырнадцатый Далай Лама, и об этом следует помнить.
То, что мы чувствуем гнев, не делает нас хуже, его невозможно себе запретить. Однако в современном обществе он не является эффективным способом коммуникации для защиты своих интересов.
Не бойтесь гнева ни своего ни чужого, он всего лишь эмоциональный пик, то, что будет дальше, полностью зависит от вас.
Если задуматься, то печаль и обида, в которые мы скатываемся, подавляя свой гнев, создают для нас ничуть не меньшие проблемы.
Среди эмоций «тёмной стороны» достойное место занимает зависть. Мы привыкли её окрашивать в зелёный, чёрный и белый цвета. То есть мы завидуем по-чёрному или по-белому, но можем и позеленеть от зависти.
В основе современного общества лежит конкуренция, мы постоянно сравниваем свои достижения с чужими, и без зависти тут никак не обойтись. Нас заводят чужие успехи, но вместо того чтобы вдохновляться, мы их игнорируем или осуждаем, изливая потоки злословия.
Иногда зависть толкает на преступления, хрестоматийный пример – композитор Сальери, которому приписывают отравление Моцарта.
Большинство из нас специфически завистливы. То есть мы чаще завидуем своим сверстникам или тем, у кого похожий уровень благосостояния, а не тем, кто значительно моложе или существенно богаче.
По сути своей зависть – это признание или даже восхищение, но только с большим знаком минус. Она бьёт по нашей самооценке и заставляет доказывать, что мы не хуже других. Завидуя, мы приглашаем в свою жизнь чужие успехи, тратим время и силы на то, чтобы достичь не свои цели. Однако это не приносит нам ни радости ни удовлетворения.
Социальные сети дают возможность творчески подойти к проблеме зависти. Мы можем обогащать свои посты и истории тем, чего нет, но хотелось бы, чтобы быть не хуже друзей. С одной стороны, Сеть научила нас легко и просто выражать своё одобрение с помощью лайков, а с другой, её анонимность позволяет завистникам сколь угодно злословить и троллить, оставаясь безнаказанными.
Для себя я решила, что зависть – это сигнал задуматься о том, что для меня сейчас важно, чего я хочу на самом деле.
Ведь мы привыкли жить по инерции, в то время как мир вокруг постоянно меняется. Поэтому уколы зависти могут быть нам полезны как прививка от застоя.
* * *
…