Стратегии гениев: Уолт Дисней
Посвящается Алёне, талантливой девочке, которая рисует жизнь.
Один из пионеров нейролингвистического программирования Роберт Дилтс предположил, что, помимо выдающихся способностей, гениальные люди должны обладать оригинальными жизненными стратегиями. Его многолетнее исследование воплотилось в двухтомнике «Стратегии гениев», в котором он разложил на кирпичики стратегии выдающихся личностей из самых разных областей. Среди них был и вымышленный персонаж Шерлок Холмс, поскольку он подробнейшим образом описан в детективах Артура Конана Дойля.
Я остановлюсь на стратегии творчества Уолта Диснея, которая доказала свою эффективность при решении практических задач и может пригодиться любому. К тому же у неё есть замечательный «побочный эффект»: она учит нас руководствоваться подсказками творческой части нашей натуры.
Уолт Дисней появился на свет в Чикаго в бедной семье. Подростком ему пришлось подрабатывать, чтобы помочь родителям. Ещё затемно, перед занятиями в школе, он разносил газеты, а потом клевал носом во время уроков. Хроническое недосыпание сделало его невнимательным, он плохо успевал и даже остался на второй год. Из-за стеснённых обстоятельств у них с братом почти не было игрушек, а кино и вовсе было им не по карману. При полном отсутствии развлечений Уолт начал их придумывать. Он пародировал Чарли Чаплина и других известных персонажей. Его сверстники считали, что у него актёрский дар. Однако больше всего ему нравилось рисовать животных, особенно лошадей. Он мечтал стать художником. Отец этого не одобрял, ведь рисунками на жизнь не заработаешь, но уроки рисования оплатил. Однако художественного образования Уолт так и не получил. Шла Первая мировая, он стремился на фронт, но его не взяли – ему всего 16.
Через Красный Крест он стал водителем медицинского фургона во Франции. Свой автомобиль он расписал карикатурами и комиксами, его было невозможно перепутать. На войне Уолт впервые монетизировал свой талант: за небольшую плату он старил солдатские каски, делал из них трофейные и прямо на мундирах рисовал боевые ордена.
После войны он создал свою первую студию мультфильмов, которая довольно быстро прогорела. Но это его не остановило. Вскоре вместе с братом и другом он основал новую, которую назвал собственным именем.
Уолт Дисней был невероятно продуктивен, создал несколько сот мультфильмов и 111 кинокартин. Получил 29 «Оскаров». Стал всемирно известным как художник-мультипликатор, кинорежиссёр, сценарист, продюсер и как создатель первой в мире мультимедийной империи The Walt Disney Company. Он руководил ею вплоть до своей смерти в 65 лет. Дисней умел вдохновить и увлечь за собой, он поставил производство шедевров мультипликации на конвейер.
Очевидно, что у него было много жизненных стратегий, но Роберт Дилтс описал одну из них. Для этого он проанализировал повторяющиеся паттерны в речи самого Диснея и воспоминаниях тех, кто с ним работал.
В начале этой стратегии мечтатель, за ним – реалист, а замыкает её критик. Дилтс утверждает, что если последовательно пройти все три позиции, откроется гораздо более объёмная картина. У большинства из нас они перемешаны, есть любимая, и она преобладает. Однако так достичь желаемого гораздо сложнее.
Уолту Диснею принадлежит высказывание: «Если ты можешь мечтать, то можешь воплотить свои мечты в жизнь». Как никто другой он умел следовать за своей фантазией и черпать вдохновение в обыкновенных вещах. Например, его с детства увлекала железная дорога. Он любил наблюдать, как мчатся вагоны, слушать гул поезда, приложив ухо к рельсам. И своего самого знаменитого героя – Микки Мауса – он придумал в поезде.
Из позиции мечтателя мы заглядываем в будущее и видим наилучший результат: нам кажется, что всё возможно. В «фильме», который смотрит наш мечтатель, он в главной роли, а happy end неизбежен. Стратегия Диснея утверждает, что эта позиция необходима для успеха, но её недостаточно.
Когда мы визуализируем мечты, мы создаём аттрактор – цель, которая вдохновит нашего реалиста. Его задача «снять фильм», который мы «намечтали», чтобы заполнить пространство между нами и мечтой.
Для этого нужно разложить сюжет на сцены, определить последовательность событий и добавить конкретики. В идеале реалист должен создать несколько сценариев, хотя бы три.
Сам Уолт Дисней был продуктивным реалистом. Художник-мультипликатор, он мыслил образами и любил их прорисовывать. Он первым начал делать раскадровку, записывать музыкальные треки к мультфильмам и сам озвучил первого Микки Мауса.
Критик включается на последнем этапе. Дисней намеренно держит его подальше от мечтателя. Его задача – «наброситься» на материал, созданный реалистом.
Претензии к мечтателю у него возникают редко. Но если наш внутренний критик не согласен с тем, что мы себе «намечтали», реализовать это будет очень непросто.
Критик смотрит фильм как бы из зрительного зала. Он не вовлечён эмоционально, дистанцирован от героев, ему хорошо видны все недостатки. Он ищет проблемы, учитывает риски и последствия. Его вмешательство – это необходимое зло.
Предположим, у вас нет внутреннего критика, а есть мечтатель с реалистом. В поле вашего зрения только возможности, ничто вас не сдерживает. Выглядит оптимистично, но неприятности непременно посыплются со всех сторон. Некоторые приписывают их сглазу или плохой карме. Но всё банальнее: они результат неучтённых рисков, обстоятельств и внутренних конфликтов.
Мы сами наступаем на всё те же грабли, никто нас туда не толкает. Примеров множество: вечные стартаперы, обманутые дольщики, те, кто постоянно залезает в долги, и так далее.
Хоть и неприятно смотреть любимый фильм вместе с критиком, но полезно. Он укажет на слабые места, заметит промахи и напомнит об ошибках прошлого. Его работа закончится, когда будет не к чему придраться, обычно это происходит через несколько циклов стратегии.
В своей студии Уолт Дисней разместил сотрудников в соответствии с их творческой миссией. Мечтатели занимали верхний этаж с большими окнами и красивым видом. Ниже размещались реалисты, их офисы выглядели менее креативно, а поближе к земле были критики.
Все три группы последовательно прорабатывали задачи, которые он им ставил. Сам Дисней включался в процесс в основном как модератор, но иногда и как «вредитель» – всё перечеркивал, заставляя снова и снова запускать цикл стратегии, пока не добивался совершенства. При этом он ценил своих сотрудников и критиковал материал, который ему показывали, а не их самих.
Научиться мыслить в стратегии Диснея может любой. Чтобы это вошло в привычку, Роберт Дилтс рекомендует состояние, которое возникает у нас при повторяющихся ритмических движениях. Во время бега или езды на велосипеде мысленно разметьте в пространстве своего мечтателя, реалиста и критика и перемещайтесь между ними, размышляя о том, что сейчас важно. Постарайтесь запомнить, как это откликнулось в теле, чтобы извлечь это воспоминание, когда задумаете проложить путь от своей мечты к цели.
Даже если вам некомфортно мыслить чужими стратегиями, эта простая уловка поможет снизить нервное напряжение и беспокойство, которое Уолт Дисней считал пустой тратой нашего воображения.
* * *
.
Автор: Сабина Оруджева