ПсихологияСтиль жизни

Вирус красивой жизни

Нет ничего опасного в том, чтобы получать удовольствие от походов по магазинам, если только это не превращается в неуёмное желание приобретать всё больше и чаще. Тех, у кого шоппинг преобладает над другими интересами, мы называем шопоголиками или ониоманами. С греческого «ониомания» переводится как  «безумие при покупках». Несмотря на громкое название, это не психическое   расстройство, а зависимость. От неё можно избавиться, если проработать убеждения и помочь человеку изменить привычное поведение.                                                      

По-настоящему ониомания проявилась лишь в прошлом веке. Этому немало способствовали кинематограф, глянцевые журналы и появление универмагов, в которых стало возможно проводить целые дни, занимаясь покупками. С тех пор страсть к шоппингу буквально захлестнула жителей больших городов.

Первым известным нам шопоголиком была американка Барбара Зелински. В 50-ые годы прошлого века она поставила своеобразный рекорд, потратив месячный заработок своего мужа за 2 минуты 34 секунды. Вполне понятно, почему её брак продлился недолго.

Потенциальная опасность, которую таил в себе шоппинг, была очевидна ещё в XVII веке. Неслучайно восковую куклу, наряженную по последней моде для витрины парижского магазина, назвали Пандорой. Её популярность породила множество других Пандор, которые разъехались во всех мыслимых направлениях,  распространив «вирус красивой жизни».

Зависимость от шоппинга может быть следствием недостатка внимания,  неудовлетворённой потребности в любви и признании. Она обостряется при потере партнёра, когда человек испытывает одиночество и внутреннюю пустоту.

Шопоголики  часто происходят из семей, в которых взрослые строго ограничивали  себя в покупках или, наоборот, транжирили и постоянно что-то приобретали. Ониомания может развиться, когда близкие и доверительные отношения заменяли подарками и совместными походами по магазинам.

У чрезмерного увлечения шоппингом есть и физиологическая причина – низкий уровень «гормона счастья», или серотонина, в крови. Мы ощущаем его недостаток  как неуверенность в себе, разочарование и уныние.

Шоппинг – это простой и доступный для всех способ чуть-чуть повысить уровень серотонина. Это очень позитивное занятие, оно помогает переключить внимание на  что-то приятное и легко достижимое, поднимает нашу самооценку.

Интерес к покупкам постоянно подогревается рекламой, которая учит, что, купив что-то, мы успешно решаем свои проблемы. Интернет и медиа снабжают нас секретами голливудских  красавиц и знаменитостей, воодушевляющих простых смертных приобретать вещи, которые помогут им добиться успеха. Целые команды маркетологов и психологов при помощи неоспоримых аргументов убеждают нас это делать. К примеру, как в рекламном ролике косметики: «Ведь ты этого достойна». Вполне естественно, что, поддавшись эмоциям, мы сначала приобретаем, а потом понимаем, что снова купили ненужное.

Увы, но радость от шоппинга  часто сменяется разочарованием и досадой от  существенного ущерба, который он нанёс нашему банковскому счёту.

Как разобраться, действительно ли человек шопоголик или ему просто нравится делать покупки?

Ведь «приступы» ониомании спровоцировать совсем несложно. Они случаются у многих, но большинство из нас понимает, когда нужно остановиться.

Однако если «приступы» происходят регулярно, то формируется привычка, от которой до зависимости – всего несколько шажков.

Тех, кто не умеет контролировать свои покупки, можно условно разделить на три категории.

Самая многочисленная – спонтанные шопоголики. Они легко совершают множество импульсивных приобретений, о которых потом сожалеют. К примеру, приходят в магазин за чем-то вполне определённым или даже со списком, а там распродажа! Ну как тут устоять? В результате покупают всё, что запланировали, и ещё многое другое.

Следующая группа – осознанные шопоголики. Им нравится всё красивое и модное, они любят ходить по магазинам. Им кажется, это нужно, чтобы развеяться,  снять стресс, ознакомиться с новой коллекцией  и так далее. Но что-нибудь неизбежно подтолкнёт их к первой покупке, а потом и к следующей. Домой  они возвращаются с горой ненужных «трофеев». Судя по количеству новых туфель и платьев, которыми была заполнена съёмная квартира Керри Брэдшоу из сериала “Секс в большом городе”, она относится именно к этой категории.

И наконец самые увлечённые – истинные  шопоголики. Яркий пример – Ребекка Блумвуд, героиня фильма «Исповедь шопоголика». Она говорит: «Когда я покупаю,  мой мир становится лучше… Для меня тогда существует только шоппинг. Когда я этим занимаюсь, я уверена в себе, в том, что всё будет хорошо!».

Её шкафы ломятся от одежды, и каждый раз, когда она видит красивую вещицу,   внутренний голос  подсказывает, почему она должна её купить: «Зелёный шарф тебя наконец-то определит»… Звучит абсурдно, но Ребекка с детским энтузиазмом   опустошает свои кредитные карточки, и всё глубже залезает в долги. Впоследствии  она затрудняется припомнить, на что потратила все свои средства, и не понимает, как дотянуть до следующей зарплаты.

Но далеко не всё так мрачно! Шоппинг уже давно превратился в индустрию, поэтому шопоголики могут совмещать своё увлечение с работой. Они становятся  стилистами, персональными консультантами, блогерами и авторами статей в глянцевых изданиях, как вышеупомянутая Ребекка Блумвуд.

И наконец ещё одна хорошая новость для шопоголиков. Учёные Стэнфордского университета успешно разрабатывают натуральный препарат от депрессии, способный существенно повысить уровень серотонина. Так что скоро мы сможем наконец-то избавиться от дурной привычки бросать деньги на ветер.

* * *

 

 

Автор: Сабина Оруджева

Психолог, лайф-коуч

sabina.stevenson@gmail.com

44 (0) 7554798382