Природные чудеса Америки
Достопримечательностей Америки, заключенных в ее национальных парках, так много и они так разнообразны, что рассказать о них за один присест, даже в самых общих чертах, практически невозможно. Вот только несколько уникальных мест, которые производят неизгладимое впечатление.
Высочайший уровень техногенной цивилизации здесь на редкость гармонично соседствует с экзотикой дикой природы, бережно государством охраняемой. Экзотика эта на каждом шагу, в какую сторону ни пойди, в каком штате ни окажись. И везде разная, неповторимая, уникальная. Такое нужно видеть собственными глазами, чтобы долго-долго потом смаковать полученные впечатления как праздник души.
Взять, к примеру, национальный парк Yosemite в Калифорнии, давно уже ставший Меккой для скалолазов из разных стран. Он огромен и величественен. Облизанные и изрезанные ледниками гигантские скалы, прозрачные как горный хрусталь, реки и озера в каменных ладонях Сьерры-Невады и пять зон растительности на перепаде горных высот…
Ежегодно до 3 млн. туристов со всего мира посещают его, и в первую очередь – живописнейшую Йосемитскую ледниковую долину, обрамленную вертикально вздыбленными гранитными пиками. Множество водопадов низвергается в эту долину из самого поднебесья. Самый высокий из них –
в три четверти километра.
Старожилами здешних мест являются реликтовые секвойи, иным из которых больше 3 тысяч лет. Запас прочности у этих деревьев фантастический. Им не страшны ни пожары, ни насекомые. У каждого гиганта свое имя, своя история. В основании знаменитой секвойи «Вахвонах» в прошлом веке был прорублен тоннель длиной 8,7, шириной 2,5 и высотой 3 м, через который проезжают даже грузовики…
Юг США, в районе Мексиканского залива и дельты реки Миссисипи, славится своими болотами. «Главные болота Северной Америки», от которых страдают в основном Луизиана, Джорджия и Флорида. Соленые топи тянутся здесь от побережья в глубь материка на тысячи гектаров. Не сумев их победить, американцы не нашли ничего лучшего, как объявить болота грандиозным национальным парком. Единственное, что удалось сделать, – проложить великолепные скоростные автотрассы на высоких сваях, по которым можно промчаться с ветерком из штата в штат, взирая свысока на страсти земные, на фантастически-мистический сумеречный мир.
Над затянутыми тиной стоячими водами – буйно разросшиеся влажные субтропические леса. Стволы и ветви оплетены густой зеленой паутиной мхов, свисающих длинными косами, и эпифитами. Кусты и даже деревья здесь растут на плавучих торфяных островках и кочках, расцвеченных орхидеями. А со дна вздымаются могучие колонны кипарисов.
Но к сказочной лирике следует добавить, что топи есть топи. Они коварны, зловонны, кишат комарьем, ядовитыми гадами и аллигаторами
до 5 м длиной. И все это в непосредственной близости от жилья, от Нью-Орлеана, в частности. Аллигаторов, между прочим, специально разводят – для привлечения туристов. Их популяция уже перевалила за миллион, что во много раз больше, чем где-либо на Земле.
В штате Джорджия свое национальное болотное царство в 430 тыс. акров – парк Okefenokee Swamp (Болото Окефеноки) – «дрожащая земля», со всеми его прелестями, в кавычках и без кавычек. Помимо прогулки по топям на шатком каноэ для любителей ужасов парк предлагает развлечение на грани экстрима – ночевку на болотах, на необустроенных платформах на сваях.
Парк Everglades во Флориде – самое большое пресноводное болото на Земле (свыше 6 тыс. кв. км). Здесь к вышеперечисленному ассортименту болотной флоры и фауны добавляются удивительные «существа» – заросли мангровых деревьев, растущих, а точнее, сидящих на соленой кромке болот, «по горло» в воде (во время прилива).
В штате Аризона масса туристических мест мирового значения. Чего стоит один Каньон Антилопы, этакая «шкатулка с сюрпризом». Снаружи узкая невзрачная щель в скалах, а внутри – царство хозяйки Медной горы: мягкая пластика скульптурно-живописных композиций, похожих на окаменевшие театральные драпировки. Или парк Petrified Forest («Окаменелый лес»). Точнее сказать, не лес и не деревья, а расколовшиеся куски бревен, но не простых, а переродившихся за миллионы лет в полудрагоценные камни – аметист, агат, яшму, оникс, сердолик – редчайшее явление природы в масштабах всей планеты. Есть даже Каньон Дьявола (Diablo) – метеоритный кратер 175 м глубиной, возникший около 50 тыс. лет назад. (Злые языки говорят, что американские астронавты ни на какую Луну не летали, что все было снято на пленку здесь – в кратере Диабло.)
Хотя к паркам это отношения не имеет, не могу не упомянуть про аризонский Лондонский мост на озере Хавасу. Не псевдо-, не по мотивам, а самый настоящий London Bridge, соединявший берега Темзы на протяжении 130 лет. В 1962 г. британское правительство выставило старый мост на аукцион. Нефтяной магнат МакКаллок купил его за $2,5 млн. Мост разобрали по кирпичику и пароходом переправили к Америку. На озере его снова собрали, на что ушло 3 года. К огромному удивлению магната, это оказался не тот мост. Он был уверен, что купил мост, который в Лондоне называется Тауэр бридж. Вокруг моста с легкой руки нефтяного магната вырос симпатичный городок Havasu…
К достопримечательностям Аризоны ближе всего расположен небольшой городок Седона, сам себя превративший в туристическую базу с первоклассными отелями, множеством ресторанов, баров, кафе и т. п. Отсюда гости отправляются на экскурсии по окрестностям – пешком, верхом или на открытых джипах.
В Америке «все не как у людей». Тут можно ехать сотни миль по абсолютно ровной пустынной местности и понять, что находишься на плоскогорье, лишь когда под ногами нежданно-негаданно разверзнется бездонная пропасть, когда горы, стремнины, ущелья, скалы, хребты окажутся не над, не рядом с тобой, а под. Именно так – «вверх ногами» расположен Гранд-Каньон, уму непостижимое диво не только Америки, но и планеты всей. Эта гигантская земная скважина 450 км длиной и до 1600 м глубиной – плод трудов реки Колорадо, прокладывающей себе русло как минимум уже 30 млн. лет.
Хоть ширина Гранд-Каньона невелика (6-29 км), через него нет ни одного моста. Зато, как известно, несколько лет назад была открыта смотровая площадка из стекла и металла – Skywalk. Когда стоишь словно ни на чем, на прозрачной дорожке, висящей над бездной, над всей этой головокружительной несусветностью, а где-то там, под тобой, течет река и кружат огромные стервятники кондоры, тут уж не только дух захватывает от восторга, но и поджилки трясутся от страха.
Гранд-Каньон с многоцветной слоеностью его скальных пород – прежде всего уникальнейший геологический музей, созданный самой природой. Это Врата, Коридор, Окно в необозримо далекое прошлое нашей планеты, ее препарированная, обнаженная летопись, где каждая страница-пласт – не век, не тысячелетие, а сотни миллионов лет.
В соседнем с Аризоной штате – Юта река Колорадо создала в творческом соавторстве с Ветром совсем иные, не поддающиеся описанию шедевры – лабиринтоподобные каньоны и плато с неземными пейзажами, с многоцветными, будто ошпаренными солнцем, каменными городами: дворцы и храмы, мосты и арки, башни, монументы, гигантские вазы на тоненьких ножках…
Впрочем, на все эти художества можно взглянуть и под иным углом. То не величественные сооружения, а обглоданные остовы скал, костями торчащие из тела Земли, потому что Вода и Ветер не успели еще их доконать. Но доконают непременно, сровняв рано или поздно с землей – не сегодня, так через сотню или тысячу лет.
Помнится, дикие экзотические красоты разверзлись перед нами, подобно шоку. От изумления и восторга мы начали задыхаться, забыв, что нужно сделать вдох… Первое ощущение – ты не на Земле, а на другой планете, однозначно на Марсе, поскольку все это вселенское безмолвие выдержано в оранжево-розово-красной гамме.
На долю Юты приходится с полдюжины всемирно известных национальных парков – Зайон, Брайс Каньон, парк Арок, Кэпитол-Риф, Долина Монументов…
Извилистое ущелье Зайон (Zion Canyon National Park), например, названо мормонами в честь священной библейской горы Сион в Иерусалиме. Отсюда и названия нерукотворных дворцов, крепостей, монументов «Сиона»: «Суд патриархов», «Жертвенный алтарь», «Приют ангелов», «Падший ангел», «Большой белый трон», «Храм Синававы».
Хоть места эти и называются парками, они представляют собой первозданную экосистему, нарушать целостность которой было бы кощунством. Поэтому все здесь остается как есть. А туристические маршруты больше похожи на спортивное скалолазание, пролегая зачастую по кромке отвесных стен, по перешейкам воздетых к небу арок, по путаным тесным лабиринтам, крутым подъемам и спускам.
Bryce Canyon, укрывшийся в глубинах плато Понсогант на высоте 2,5 км, пожалуй, самый фантастический в семействе ютовских национальных парков, ощетинился каменным воинством, целой армией гигантских истуканов, словно застывших по стойке «смирно». Только представьте себе: тысячи 60-метровых остовов древних скал из известняка и песчаника бело-желто-розово-оранжево-пурпурно-терракотовых, с изумрудными вкраплениями хвойных лесов.
В Arches National Park природа создала целую коллекцию каменных арок самых разных размеров и форм. Их там около 2000 – от самой маленькой, метровой, до самой большой – Landscape Arch длиной 93 м. Символ парка – отдельно стоящая Delicate Arch («Изящная ака»), известная всему миру по фильмам и открыткам.
Парки Юты и Аризоны не зря называют «Малым Голливудом» – там было снято более ста художественных фильмов о Диком Западе, в основном вестернов, в числе которых «Золото Маккены» и «Wild, Wild West».
Напоследок хочу предупредить, что туристы чувствуют себя комфортно только в национальных парках, находящихся под охраной федерального правительства США. Если же объект оказывается на территории индейских резерваций, это уже совсем иной сервис. Точнее – его отсутствие. Индейцы живут по своим законам, им до нас нет дела. Хотя деньги за проникновение на их территорию они берут с туристов исправно и с удовольствием.
К сожалению, не получилось даже упомянуть об огромном количестве других достопримечательностей и чудес, на которые так щедра Америка. Но, как говорится, еще не вечер.
Очень интересная статья! И прекрасные фотографии!