Каменная библиотека Ики – послание из глубины веков
Земля, на которой нам выпало великое счастье погостить, хранит в себе множество неразгаданных тайн от предшествовавших нам эпох и поколений. Иные из них лишний раз заставляют задуматься, кто мы, откуда пришли, и в какие глубины способны увести нас наши сокрытые во времени и пространстве корни. Перуанская «Каменная библиотека Ики» – одна из таких тайн.
Собственно, вся территория Перу являет собой кладезь археологических сокровищ доколумбовых культур, не поддающихся классификации. Чего стоят одни уже гигантские рисунки на плато Наска – непостижимая, мистическая загадка истории! Или крепость Мачу-Пикчу, сложенная из мегалитических каменных блоков на вершине отвесной горы. Кто и как их туда поднял?!.. Ступени, ведущие к ней, настолько высоки и круты, что вышагивать по ним мог разве что великан.
Поражают воображение останки древних циклопических сооружений неизвестного назначения на берегах высокогорного озера Титикака, получившие название Пума Пунку («Ворота Пумы»). Сохранились лишь самые большие, неподъёмные монолиты, весом от 22 до 1000 тонн каждый(!). И снова загадка – кто и каким образом доставил их туда из каменного карьера, находившегося внизу, в 60 км от строительной площадки? Блоки вырублены из невероятно твёрдых гранитных пород, трудно поддающихся обработке. Но они не просто обработаны, а с уму непостижимой скрупулёзностью, точностью и высочайшим профессионализмом. Неведомых создателей этого чуда инки называли «звёздными великанами»
Да и само озеро Титикака озадачивает не меньше. Правда, над ним потрудился не человек, а Природа. По прихоти ее буйной фантазии кусок океана, площадью в 8300 кв. км, был выброшен мощнейшим землетрясением на высоту почти 4 тысячи метров. В память о том катаклизме озеро по сей день хранит следы морской флоры и фауны…
Упомянутые достопримечательности широко известны и разрекламированы. Потоки туристов со всего мира – более чем солидная составляющая доходов страны. А вот у «Каменной библиотеки Ики» судьба сложилась иная. Её не только не спешат показывать туристам, но и предпочитают замалчивать сам факт её существования, поскольку всё, что с нею связано, «не лезет ни в какие ворота», идя вразрез с самой теорией эволюции человеческой цивилизации, переворачивая её с ног (искусственно ей приделанных) на голову. Причём речь идёт о теории эволюции и планеты в целом.
«Каменная библиотека Ики»- это огромное количество камней (порядка 50 тысяч), покрытых рисунками. «Библиотекой» они названы условно. А «Ика» (Ica), маленький город в Перу, заложенный испанцами в 1563 году – место, где эти камни впервые были обнаружены. Но ни испанцы, ни инки к этим артефактам отношения не имеют. Да, их находили (и находят по сей день) в древних захоронениях инков. Но значит ли это, что инки и были их авторами? Скорее всего они тоже находили их в земле и, воспринимая как нечто необъяснимое и мистическое, превратили в атрибуты культа. А атрибуты культа положено было класть в могильники – «душам почивших на дорожку».
Что представляют из себя камни Ики? Это куски андезита, над которыми сначала хорошо потрудились речные воды, отполировавшие их до уровня гальки, а потом уже – таинственные умельцы, покрывшие их тематическими изображениями. Андезит – очень крепкая магматическая порода вулканического происхождения. Размеры использованных камней варьируются от гальки, легко помещающейся на ладони, до полутораметровых полутонных валунов.
Поражает уже сама техника нанесения изображений. Даже просто процарапать линию на поверхности андезита – задача не из лёгких. В качестве эксперимента ученые пытались это сделать с помощью музейных инструментов из разных материалов, включая стальные – увы, ничего не получилось. И они пришли к заключению, что в современных условиях воспроизвести использованную технику можно только на фрезерном станке или методом лазерной гравировки.
Кому, какому народу и какой эпохе принадлежат многочисленные разрисованные камни, понять невозможно, потому как то, что на них запечатлено, повторюсь – не поддаётся ни логическому, ни научному осмыслению. Не оттого ли учёные, в лучшем случае, хранят упорное молчание, а в худшем – объявляют их фальсификацией? Всегда ведь проще откреститься расхожей фразой: этого не может быть, потому что не может быть никогда.
Да и как принять такое, если неведомые умельцы, с одной стороны, отразили совместное обитание человека с доисторическими, давно вымершими животными, а с другой – высочайший уровень своей цивилизации. Вот в чём загвоздка и парадокс.
Камни Ики – это своеобразная летопись народа, их создавшего, в которой имеются свои разделы: биологический (для нас – палеонтологический), этнографический, географический, медицинский, и свои «страницы», только каменные, собранные в сюжетные серии. И то, что эти «страницы» бесконтрольно продавались за бесценок случайным туристам, расходясь по всему свету, наносит большой ущерб её целостности.
Верхом на птеродактиле
Начнём с «биологического раздела». На камнях Ики запечатлены представители фауны, окружавшей их создателей. Лошади, верблюды, слоны, кенгуру… Вроде бы всем нам хорошо знакомые животные. С одним маленьким «но» – ни один из этих видов ни в Южной, ни в Северной Америке не водится. К моменту европейской колонизации коренные американцы имели прирученными только лам, собак и индюков. Потому что больше приручать было некого. А без крупных домашних животных, на которых можно было бы ездить или пахать, индейцы не знали даже колеса. Однако, если копнуть глубже… Как показали раскопки, именно Америка была родиной лошадей. Предполагают, что лошади ушли в Евразию и Африку по периодически обнажавшемуся перешейку в Беринговом проливе, а на самом континенте вымерли задолго до последнего ледникового периода, то есть – 150-200 тысяч лет назад. На свою «историческую родину» потомки тех лошадей вернулись уже одомашненными в Европе – на судах испанских конкистадоров. Лошади же на каменных рисунках Ики взнузданы и под попонами (отсутствуют только стремена и сёдла). Есть и снабжённые колёсами повозки.
Поехали дальше. Долгое время считалось, что сумчатые обитали только в Австралии и на прилегающих к ней островах. А совсем недавно, изучив их ДНК, учёные пришли к сенсационному, как сообщалось, заключению, что прародители всех сумчатых родом из Южной Америки, где они начали вымирать после того, как возник естественный «мост» между двумя континентами, породивший «Великий межамериканский обмен». А те, что выжили, переселились на другие материки. И произошло это… около 30 млн лет назад (!).
Есть камни, на которых с необычайной точностью изображены такие ныне вымершие животные, как мегатерии (гигантские ленивцы), мегалосеросы (большерогие олени), мамонты.
Согласно общепринятым историческим данным, люди заселили оба американских материка от 30 до 10 тысяч лет назад. (Просто удивительно, с какой легкостью эта самая «история» жонглирует тысячелетиями, а то и десятками миллионов лет!) А последние мамонты, гигантские ленивцы и мегалосеросы, по тем же данным, исчезли на материке около 12 тысяч лет назад. Получается, что древний американец имел возможность пересечься с этими представителями животного мира.
А вот с динозаврами – не получается. Потому как динозавры исчезли с лица Земли, если верить учёным – около 65 миллионов лет назад, в конце мелового периода. Другие компетентные источники идут ещё дальше, накидывая этак сто с четвертью миллионов лет, утверждая, что триасовое вымирание ящеров произошло почти 200 миллионов лет назад. (Кстати, в обеих Америках останки их находят повсюду.)
Ну а на тех же камушках с той же точностью запечатлены ископаемые ящеры. И в каком ассортименте! Рогатые трицератопсы, стегозавры с ромбовидными пластинами вдоль хребта, длинношеие травоядные брахиозавры и диплодоки, летающие хищные птерозавры, игуанодоны, тиранозавры, птеранодоны, археоптериксы и стегоцефалы, стегозавры и т.д. Многие виды ящеров, изображенных на камнях Ики, современной науке неизвестны. В частности, из рисунков следует, что были среди них и теплокровные млекопитающие динозавры, вскармливавшие детёнышей молоком.
Но ящеры-то появились и исчезли значительно раньше коренных американских лошадей, сумчатых и хоботных. Так как же относиться учёным к подобного рода парадоксам, демонстрирующим не только совместное проживание человека и ящера, но и тесное взаимодействие с ним, вплоть до приручения? В изображениях на камнях имеются сценки охоты на динозавров, когда диплодоку, скажем, острым ножом или топором отсекают голову. В других – ящер выступает в роли одомашненного животного, используемого в качестве транспортного средства – человек, оседлавший динозавра, на спине которого попона-седло. Есть даже рисунки, где человек летит верхом на птеродактиле.
Нонсенс? Фантазия? Ведь, в нашем представлении, ящер и homo sapiens несовместимы не только по эпохам, но и по габаритам – как крыловские Слон и Моська. Однако, на фоне результатов некоторых археологических находок (обнаруживших следы пребывания человека там, где его – «по логике вещей» – быть не должно), среди современных палеонтологов и археологов все больше становится сомневающихся в состоятельности бытующей теории эволюции живой Природы, человека в частности. Учёные эти теперь уже отнюдь не исключают, что динозавры и люди вполне могли жить на планете одновременно. Более того!
Поскольку в те давние времена сила притяжения Земли была многократно слабее нынешней, а атмосфера бедна кислородом, гигантизмом страдали и флора, и фауна. Так почему же древние люди должны были стать исключением? В пользу данной версии свидетельствуют найденные в разных уголках Земли «нестандартные» человеческие останки – фрагменты скелетов людей-гигантов (рост которых варьируется от 3 метров до 20). Если этому верить, то станет понятно, кто выкладывал циклопические сооружения в Мачу-Пикчу или на берегах озера Титикака, кто копал многокилометровые борозды на плато Наска, и как удавалось авторам «Камней Ики» приручать динозавров. (Может, не случайно на рисунках они вполне сопоставимы по габаритам?) Люди-гиганты могли быть им достойными по росту и силе противниками, к тому же превосходившими их умом.
Кстати, об уме. Разрисованные камушки демонстрируют высочайший уровень таинственной цивилизации – уровень, который в чём-то опережал даже наш, сегодняшний. Из чего это следует?
Древний человек и трансплантация
Наибольшее количество сюжетов уникальной каменной летописи посвящено медицине. И вот тут изучающего их ожидает ещё один шок, не меньший, чем от осёдланного динозавра. «Многостраничные» серии изображений поэтапно запечатлели, помимо, скажем, ампутации конечностей, сложнейшие хирургические операции по пересадке внутренних органов.
Например, на 14-ти камнях последовательно показана техника трансплантации сердца и основных кровеносных сосудов пожилому мужчине. Его донор – убитый юноша. Пока идёт операция, для поддержания кровообращения кровеносная система старика, лишённого сердца, присоединена через различные трубки к телу, а значит – к сердцу беременной женщины, которая питает его своей кровью. Следующий этап: операция уже завершена, но пациент подключён к аппарату искусственного дыхания. На всех рисунках продемонстрировано прекрасное знание анатомии.
Еще больше поражают операции по пересадке мозга. Такое пока ещё остается в сфере фантастики даже в наши дни. Есть много и более простых операций: переливание крови, например, или кесарево сечение. При этом инструменты, которыми они пользовались во время операций, крайне примитивны. На небольшом камне изображен один такой набор – пара ножей и ножницы почти современной конструкции. На основании тех же рисунков можно сделать вывод, что древние медики практиковали и искусственное оплодотворение.
Часть сюжетов на Камнях Ики посвящена астрономии и географии. В некоторых сценках люди изучают через подзорные трубы или телескопы звёздное небо, на котором изображены Солнце, планеты, длиннохвостые кометы, другие миры. Есть и летательные аппараты.
Судя по материкам, выгравированным на камнях, и их взаимному расположению, люди эти жили так давно, что Земля в их времена выглядела совсем иначе. Одно представляется очевидным: и «камни Ики», и Мачу-Пикчу, и Пума Пунку, и геоглифы плато Наска были созданы одной, необычайно высокоразвитой цивилизацией.
Музей камней Ики
На булыжники и гальку со странными рисунками обратили внимание ещё первые переселенцы Америки. В 1570 году испанский летописец Хуан де Санта Крус Пачакути описал их в своём дневнике. А значительно позже, в начале прошлого века, уакейрос («черные археологи», расхитители гробниц), начали находить их в больших количествах в могильниках доколумбовых культур. Не зная, что с ними делать, уакейрос пытались сбагривать их за бесценок на перуанском чёрном рынке древностей.
Первым человеком, кого разрисованные камни всерьёз заинтересовали, был хирург Хавьер Кабрера (1924-2001), профессор медицины, декан медицинского факультета Университета Лимы, основатель медицинской школы в Национальном университете Ики и, плюс ко всему – прямой потомок испанского конкистадора, основавшего в 1563 году город Ика. Археологией Кабрера никогда не увлекался. Но случайно попавший ему в руки гравированный камень так его потряс и ошеломил, что он буквально потерял покой и сон. Отыскав двух знакомых ему уакейрос, братьев Сольди, он скупил все, что у них было – 340 камней, всего за 45 долларов. Те камни, названные им глиптолитами, и легли в основу его коллекции, которой этот ученый-энтузиаст посвятил оставшиеся 40 лет своей жизни и на которую истратил весь свой капитал.
В 1976 г. Кабрера опубликовал книгу «Послание гравированных камней Ики». В ней он рассказал о своих исследованиях и о своих предварительных выводах. У него был свой метод изучения собранных им артефактов. В тиши полного уединения он освобождал разум от любых мыслей, от всех известных ему догм и теорий и, превратив себя в «чистый лист», «слушал камень». То есть практически медитировал.
Таким путём ему открылось, что авторы таинственных изображений прибыли на Землю с другой планеты – из созвездия Плеяд, что они не были людьми, в нашем понимании, поскольку пищей для них служила чистая энергия. (Поглощение энергии из воздуха символически запечатлено на многих изображениях.) Внешне существа эти тоже весьма условно напоминают людей. У них пятипалые руки, но нет большого пальца, и непропорционально большие головы, снабженные то ли шапками, то ли наростами. А у некоторых на спинах, как у динозавров, ромбовидные пластины (что и дало повод называть их рептилоидами). Однако внутренние органы, судя по бесчисленным, очень подробным операциям, изображённым на рисунках, такие же, как у нас.
До эры человечества на Земле, пишет Кабрера, существовало «другое человечество», имевшее прямую связь с космосом, какая-то древняя, высокоразвитая цивилизация, которая, в преддверии глобального катаклизма внезапно покинула нашу планету. И в подтверждение своих слов приводит серию изображений на камнях, запечатлевших, по его мнению, исход с Земли и грядущую катастрофу. А гигантские геоглифы на плато Наска (тоже нашедшие свое отражение на Камнях Ики) служили космодромом для этой цивилизации. По мнению Кабреры, мы не готовы еще к принятию послания, зашифрованного в глиптолитах и создававшегося по единому изначальному замыслу.
Он первым обнаружил, что все изображения сгруппированы в сюжетные серии от 5 до 200 камней в каждой. Причём, по мере развития сюжета размер камней увеличивается, а изображения меняются с контурных бороздок на мелких камнях на куда более сложный низкий рельеф с более детальной проработкой. (К примеру, чтобы выделить объёмность изображаемого объекта, неведомый мастер таинственным образом снимал тонкий слой камня вокруг него, а затем шлифовал полученную поверхность.)
За свою жизнь Кабрера успел собрать больше 11 тысяч «каменных страничек». Он разместил их по сериям в своем фамильном доме, что находится на центральной площади в городе Ика, превратив его в хранилище и музей, заполнив глиптолитами все комнаты – снизу доверху. На сегодняшний день это единственная наиболее полная коллекция «Каменной библиотеки Ики».
Чётких данных об остальных артефактах нет, но считают, что туристы вывезли из страны в качестве дешёвых сувениров как минимум в три раза большее количество, тем самым нарушив последовательность и целостность сюжетов. Какая-то часть камней осела в небольших частных коллекциях. В общей сложности на свет извлекли около 50 тысяч гравированных камней. А сколько их ещё остается в земле, никому неизвестно.
Вторую запланированную книгу Кабрера так и не выпустил. Власти Перу устроили ему настоящую травлю через прессу, в которой заявлялось, что его поставщики-уакейрос сами же эти камни и изготовляют. Бойкотировали его не только собственные власти, но и весь учёный мир. Кабреру пытались обвинить в намеренной фальсификации, в том, что он выдаёт подделки за археологические артефакты.
Во-первых, местные уакейрос выискивают в гробницах золото, в лучшем случае, керамику – то, на чём можно легко и хорошо заработать. А непризнанные гравированные камни, которые на рынке древностей стоят копейки, не имеют для них никакой ценности. А, следовательно, и тратить время на столь трудоёмкие подделки бессмысленно. (Было подсчитано, что весь процесс изготовления такого количества камней в общей сложности занял бы 240 лет – это при нынешних возможностях!)
Да и кто такие уакейрос? Полуграмотные перуанские фермеры. Чтобы создать рисунки, запечатлённые на «Камнях Ики», нужно, помимо технических навыков и большого количества времени, не просто уметь рисовать, а обладать к тому же богатым воображением и знаниями, прекрасно разбираться в палеонтологии, в астрономии, в медицине (включая анатомию и сложнейшую технику трансплантации внутренних органов).
В ответ на обвинения в фалисификации Кабрера отправил образцы «камней Ики» на экспертизу в Национальную Техническую Высшую Школу и в компанию «Маурисио Хочшилд Майнинг» – в Лиму, а также – в лабораторию Боннского университета, в Германию. Полученные заключения были однозначны: поверхность андезита, в том числе и борозды рисунков, покрыты тонким природным слоем патины, возникающим в результате длительных процессов окисления, что является неоспоримым свидетельством их древности. Непредвзято мыслящие эксперты пришли к выводу, что камни Ики – это одно из чудес XX века, тайну которых ещё предстоит разгадать.
Тенденция умалчивания или отрицания, с гонениями на учёных, рискнувших заговорить о том, о чём говорить не следует, увы, характерна не только для «Каменной библиотеки Ики». Не зря современную науку всё чаще начинают называть «управляемой псевдонаукой», скрывающей от общественности ту часть археологических открытий, что способна нарушить стройность существующих теорий, а то и полностью опровергнуть их.