Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

История

Помилование Пу И: история последнего императора Китая

Пу И – последняя яркая фигура эпохи имперского Китая. Родился в 1906 году, а уже в возрасте двух лет стал императором династии Цин. Его детство прошло в роскоши и оторванности от реальной жизни. В 1912 году революция привела к его отречению от престола, и Китай стал республикой. Несмотря на утрату власти, Пу И остался жить в императорском дворце как символ прошлого величия. Со временем его жизнь превратилась в череду интриг и неожиданных поворотов. Его детство закончилось рано, а взрослая жизнь оказалась лишённой стабильности. Пу И был одновременно императором и пленником истории. Это сделало его одной из самых неоднозначных фигур в китайской культуре.

Пу И
Пу И

После отречения он мечтал о возвращении к власти. Эту мечту разделяли сторонники монархии, которые использовали его в своих политических играх. Однако шансы на это были мизерными, так как Китай переживал бурные перемены: республиканские идеи захватывали всё больше людей.

Сложности его жизни начались с детства. Политические силы видели в нём инструмент для достижения своих целей, и он стал жертвой чужих амбиций. В то же время у Пу И были свои слабости – он часто колебался, не мог принимать твёрдых решений, что ещё больше усугубляло его положение.

Японская интрига

В 1931 году Япония оккупировала Манчжурию, северо-восточный регион Китая, и создала там марионеточное государство Маньчжоу-го. Пу И стал его главой – номинальным “императором”. Это было началом нового этапа его жизни, который до сих пор вызывает споры. Японцы использовали его имя и образ, чтобы легитимизировать свою оккупацию. Пу И оказался фактически заложником, выполняя указания японского командования. Ему дали иллюзию власти, но все важные решения принимались в Токио.

Эта роль вызвала у китайцев негодование. Для многих он стал предателем, предавшим свой народ ради личных амбиций. Однако другие считают, что он не имел выбора и оказался в ситуации, где сопротивление означало бы смерть. В то время он старался сохранить имидж императора, но был абсолютно бессилен. Его жизнь в Маньчжоу-го стала ярким примером того, как исторические фигуры становятся пешками в глобальных конфликтах.

Плен и суд

После поражения Японии во Второй мировой войне Пу И оказался в руках Советского Союза. Его отправили в Сибирь, где он провёл несколько лет в качестве военнопленного. Это было время переосмысления и изменений в его личности.

В 1950 году Советский Союз передал его Китаю. Новый коммунистический режим под руководством Мао Цзэдуна решил использовать Пу И как символ победы над старым порядком. Его судили за сотрудничество с Японией, и это стало важным событием в послевоенном Китае. Пу И признал свои ошибки и вину перед китайским народом. Это был его способ сохранить жизнь. Он демонстрировал покаяние и готовность изменить себя, что позже сыграло важную роль в его судьбе.

Суд был не только юридическим процессом, но и политическим шоу, демонстрирующим силу нового правительства. Пу И стал инструментом пропаганды, призванным показать, что даже последний император может быть подчинён воле народа.

Перевоспитание и новая жизнь

После суда Пу И отправили в тюрьму для военных преступников, где он провёл около 10 лет. Этот период его жизни стал временем кардинальных перемен. Он прошёл процесс “перевоспитания” в духе коммунистической идеологии.

В тюрьме его обучали основам марксизма и ленинизма, а также прививали чувство ответственности перед народом. Пу И занимался трудом, писал мемуары и участвовал в коллективной работе. Всё это стало частью программы его реабилитации. Интересно, что он искренне принял идеи нового режима. В своих воспоминаниях он писал, что осознал свои ошибки и гордится тем, что стал “новым человеком”. Это могло быть и частью официальной линии, но очевидно, что этот этап его жизни был для него значимым. Коммунистическое руководство видело в перевоспитании Пу И пример успешной работы новой системы. Его жизнь стала иллюстрацией того, что даже “остатки прошлого” могут стать частью нового общества.

Помилование

4 декабря 1959 года, спустя почти десять лет после начала своего заключения, Пу И был официально помилован правительством Китая. Это стало возможным благодаря поддержке тогдашнего премьер-министра Чжоу Эньлая, который видел в этом жесте акт милосердия и политической прагматики. Помилование вызвало широкий резонанс в Китае и за его пределами. Для одних это был жест великодушия, показывающий силу нового правительства, для других – проявление слабости.

После выхода из тюрьмы император стал простым гражданином. Ему дали работу в Пекине в ботаническом саду. Этот шаг символизировал конец его имперского прошлого и начало новой, скромной жизни. Сам Пу И утверждал, что рад возможности “послужить народу”. Его адаптация к новой роли была непростой, но он старался быть полезным обществу, что воспринималось как успех политики реабилитации.

Последние годы

Оставив императорское прошлое позади, Пу И прожил оставшиеся годы в относительном спокойствии. Он работал садовником и затем библиотекарем, общался с обычными людьми и старался вписаться в новое общество. Его жизнь стала объектом интереса многих журналистов и историков. Он написал автобиографию “Первый и последний император”, где откровенно рассказал о своей жизни, ошибках и переосмыслении.

Этот этап его жизни был удивительным. Когда-то богоподобная фигура, Пу И стал скромным гражданином социалистического Китая. Его пример вдохновлял одних и вызывал сожаление у других.

Пу И скончался в 1967 году в Пекине. Его похороны были тихими и неприметными, как и его последние годы жизни.

Что посмотреть?

“Последний император” (1987) – это кинематографический шедевр Бернардо Бертолуччи, рассказывающий о драматичной судьбе Пу И, последнего правителя династии Цин. Фильм завоевал 9 премий “Оскар”, включая “Лучший фильм” и “Лучшую режиссуру”, что делает его одной из самых успешных исторических картин в мировой киноиндустрии.

Картина охватывает ключевые этапы жизни Пу И: от детства в роскошном Запретном городе, где он был окружён богатством и обожествлением, до его отречения и превращения в номинального императора марионеточного государства Маньчжоу-го под контролем Японии. Финальные сцены показывают его жизнь в социалистическом Китае, где он становится простым гражданином, работая садовником.

Сюжет построен на контрасте: величие и одиночество, власть и беззащитность, роскошь и падение. Фильм тщательно передаёт атмосферу разных эпох – от заката империи до нового социалистического порядка. Бертолуччи мастерски исследует личность Пу И, раскрывая его внутренние конфликты, слабости и поиски себя в мире, который постоянно менялся.

Картина впечатляет не только сюжетом, но и своей визуальной красотой. Она была первой западной кинолентой, которая получила разрешение на съёмки в Запретном городе, что добавило аутентичности сценам. Внимание к деталям, исторически точные костюмы и потрясающий саундтрек, написанный Рюичи Сакамото, делают “Последнего императора” не просто фильмом, а настоящей художественной реконструкцией эпохи.

Этот фильм рекомендуется к просмотру всем, кто интересуется историей Китая, биографиями выдающихся личностей или просто любит хорошо рассказанные истории. Это не только увлекательное путешествие в прошлое, но и размышление о природе власти, судьбы и человеческой адаптации.