ПсихологияСтиль жизни

Быть или казаться? Жить или бояться?

Мы привыкли думать, что харизма – это магнетическое обаяние, которым природа наделила лишь избранных. Харизматики умеют расположить к себе, они успешны, им многое сходит с рук.

Медиа изобилуют наглядными примерами харизмы.

Нам объясняют, как, пополнив гардероб одеждой и аксессуарами актуальных марок, можно дорасти до звезды киноэкрана или подиума. Большинство с энтузиазмом тратит время и деньги, чтобы улучшить себя и свой гардероб. Удачные приобретения нас радуют и поднимают самооценку. Однако эффект от них быстро улетучивается, поэтому мода не стоит на месте и усложняется. Мы учимся распознавать тренды, составляем капсульные коллекции – мы не просто покупаем, а инвестируем в собственный имидж. И это важно, потому что он должен нас выделить и подчеркнуть индивидуальность.

Известно, что по одежке встречают. Именно так складывается первое впечатление о нас, но не настоящих нас, а нас таких, какими мы хотим казаться, чтобы общаться поверхностно и ситуационно.

К сожалению, в общении такого рода мало смысла – оно никак не связано с тем, что для нас важно. От него становится скучно, кажется, мы тратим время впустую. Однако всё преображается, когда включается волшебное обаяние харизмы, как утверждает Оливия Фокс Кабэйн, признанный гуру и автор бестселлеров по этой тематике. Она считает, что любого можно научить убеждать, влиять и вдохновлять. Миф о том, что харизмой обладают лишь некоторые, появился потому, что их харизматические качества проявились ещё в детстве.

Ещё одно заблуждение, которое она развенчала, о том, что харизмой наделены лишь привлекательные и выдающиеся личности. На самом деле мы просто привыкли замечать харизму актёров или политиков и не видим харизматичного поведения в повседневной жизни.

Оливия Фокс Кабэйн пишет, что вариантов харизмы много, и каждый может выбрать тот, который ему больше подходит. Харизматику необязательно обладать красноречием или красотой. Иногда, даже наоборот, есть понятие харизмы дефекта. Например, нечёткая артикуляция В. Ленина заставляла людей вслушиваться и запоминать то, что он говорил.

Харизма «зиждется на трёх китах»: присутствие в настоящем моменте, принятие и тепло, которое излучает харизматик. Когда собеседник нам уделяет внимание, мы чувствуем его принятие и интерес к собственной персоне.

Вот как это описала дама, которая поочередно ужинала с двумя претендентами на пост премьер-министра Великобритании Эвардом Гладстоуном и Бенжамином Дизраэли. На ужине с Гладстоуном ей показалось, что она беседует с самым умным человеком королевства.

А на следующий день, когда она беседовала с Дизраэли, она поняла, что самый умный человек Великобритании – это она. Дизраэли вошёл в историю как выдающийся харизматичный лидер.

Оливия Фокс Кабейн считает синдром импостора, или самозванца, главным препятствием в развитии харизмы.

Согласно исследованию американских психологов, многие успешные и образованные люди подозревают себя в некомпетентности и отсутствии навыков, за которые их так высоко ценят.

Им сложно признать собственные заслуги, они склонны приписывать их стечению обстоятельств или чьей-то помощи. Их тревожит, что рано или поздно обман раскроется, и они окажутся у разбитого корыта.

Вот каков типичный сценарий синдрома самозванца.

В 2012 году на арт-сцене Лондона возник новый художественный дуэт – близнецы Брендан и Франклин Коннор. Братья привлекли к себе внимание не только гламурными и эксцентричными работами, но и историей жизни, похожей на голливудский сценарий.

Их родители, бывшие хиппи, вступили в «Семью» секту христианских экстремистов. Братья росли в американской глубинке, с раннего детства им запретили все контакты с внешним миром. В пятнадцатилетнем возрасте они сбежали в Калифорнию. Бродяжничали, жили впроголодь, но свободно. После множества приключений они нашли себя в искусстве.

Их творчество смесь элегантной жути Альфреда Хичкока и абсурдных афоризмов Курта Вонегута.

Гламурные, похожие на кинозвёзд персонажи их работ делают провокационные заявления, например такие: «Моё безумие периодически сменяется омерзительными приступами выздоровления» или «Будь осторожен с тем, кем ты хочешь казаться».

Через несколько месяцев братья признались, что история их жизни полностью придумана. Они вообще не родственники, а просто два друга Майк Снэл и Джеймс Голдинг, лондонские арт-дилеры, которые решили стать художниками. Голдинг наркозависимый. Снэл страдает биполярным расстройством. Чтобы выйти из депрессии и не помышлять о самоубийстве, он придумал себе «новое детство», а Голдинга «сделал своим близнецом».

Он задумал Братьев Коннор как роман, герои которого примеряют на себя чужую судьбу, который неожиданно стал частью его жизни. Майк Снэл считает, что создал четырёхмерное произведение. В нём история героев, их искусство и разоблачение предназначены для публики, а терапевтический эффект – для него.

Арт-сообщество позитивно восприняло его признание, осуждения импосторов не последовало.

Братья Коннор по-прежнему создают и продают свои работы под этим псевдонимом.

В наше время можно быть любым, как настоящим, так и вымышленным. Страх быть отвергнутым – это химера из прошлого, когда счастье, а иногда и жизнь человека напрямую зависели от одобрения общества.

Братья Коннор доказали, что изменение и творческая переработка своей биографии могут быть эффективной терапией. Ведь тому, кто прошёл все круги ада, больше нечего бояться.

* * *

автор: Сабина Оруджева –

психолог, лайф-коуч

sabina.stevenson@gmail.com

44 (0) 7554798382