Выставки

Народный художник Британии

And he painted matchstalk men and matchstalk cats and dogs…

«А он все рисует своих спичечных человечков, кошек и собак…» Это – рефрен из песни дуэта «Брайан и Майкл», что в 1978 году звучала по всей Британии, на три недели возглавив чарты рок-музыки. «Он» – герой песни, Лоуренс Стивен Лоури, один из самых любимых народом художников XX столетия в Британии. Принты работ Лоури висят на почетных местах в домах на рабочих окраинах и в уютных сельских коттеджах, редкие оригиналы украшают гостиные состоятельных снобов, репродукции его знаменитых индустриальных пейзажей северной Англии с дымящими фабричными трубами и широкими ртами заводских проходных, с городскими улицами, заполненными спешащими на стадион болельщиками или снующими во все стороны прохожими, несметными тиражами отпечатаны на всевозможных поверхностях сувенирной продукции – от коробок с печеньем до чайных полотенец. Вот только ведущие государственные арт-институции после смерти художника в 1976 году не спешили с ретроспективной выставкой работ художника. Наконец, почти сорок лет спустя, лед тронулся: в Тейт Британ открылась экспозиция: «Lowry and the Painting of Modern Life».

Кураторы выставки, собравшие в залах галереи около 80 произведений Лоуренса Лоури, надеются представить cвежий взгляд на творчество художника, слой за слоем снимая накопившиеся вокруг его имени стереотипы, мифы и клише. Показать значимость и уникальность Лоури в его многолетних трудах художественного документирования жизни рабочего класса в промышленных районах севера страны. Развенчать миф о том, что он был наивным художником, коротавшим свободное время за зарисовками уличных сценок, – как и бытующее представление, что он оставался не признанным при жизни мастером, к которому арт-институции относились как к провинциальному дилетанту. Представить Лоури как значительного художника-бытописателя современной жизни, целые пласты которой ушли безвозвратно, канув в Лету вместе с перестроенными зданиями, улицами, укладом и культурой, мышлением и традициями тех десятилетий; сопоставить работы художника в контексте с авторами, оказавшими влияние на его творчество (на выставке присутствуют работы Ван Гога, Утрилло, Писсарро, Сера).

Лоуренс Лоури родился в 1887 году в городе Стретфорде, графство Ланкашир. О своем детстве вспоминал как о несчастливой поре жизни, протекавшей в репрессивной семейной атмосфере. Мать – амбициозная талантливая женщина, мечтавшая о карьере пианистки – надеялась, что родится девочка, а не этот «неуклюжий мальчишка», как она разочарованно называла Лоури. Роды дались Элизабет нелегко. Она много болела и была вынуждена отказаться от своих учительских занятий. Нервная и раздражительная, она использовала свои недуги как рычаги для полновластного господства в семье. Отец, которого Лоури называл «холодной рыбой», предпочитал роль пассивного наблюдателя. О своих занятих искусством Лоуренс писал:

«Я начал, когда мне было пятнадцать. Не знаю почему. Тетя сказала мне, что я не пригоден ни для чего, поэтому меня отправили учиться в художественную школу…»

Вопреки сложившемуся впоследствии мифу, что Лоури был художником-любителем, учился он искусству долгие годы: с 1905 года – в Манчестерском муниципальном колледже искусств, в классе французского художника-импрессиониста Пьера Адольфа Валетта, оказавшего на него серьезное влияние; затем – в Королевском техническом колледже в Солфорде (1915-1925). Вплоть до 1928 года он посещал и арт-классы в Манчестерской академии изящных искусств – не мудрено, что Лоури так злился, когда впоследствии люди называли его художником-самоучкой!

Возможно, людей вводило в заблуждение то, что основная работа Лоуренса на протяжении всей его жизни была весьма далека от искусства. Сначала он служил клерком в бухгалтерской компании, а с 1910 года и до самого выхода на пенсию в 1952 году трудился в Pall Mall Property Company, где его главной обязанностью был … сбор арендной платы с жильцов. Нет нужды говорить, что свою работу Лоури хранил в глубокой тайне. И страшно возмущался, когда его называли «художником выходного дня».

«Если люди называют меня воскресным художником, то я воскресный художник, который рисует каждый день недели!»
– негодовал Лоуренс

Из-за материальных трудностей из довольно респектабельного района Виктория Парк в пригороде Манчестера семья была вынуждена переехать в индустриальный город Пендлбери, где вместо парковой зелени в пейзаже доминировали фабричные корпуса и заводские трубы.

«Сначала меня это угнетало, спустя несколько лет – заинтересовало, а затем полностью овладело моим воображением»,
– признавался Лоури

Поворотным моментом стал эпизод, который он пережил в 1916 году, опоздав на поезд в Манчестер.

«Когда я уходил со станции, я заметил здание Acme Spinning Company – огромную черную коробку с рядами светящихся желтых окон на фоне грустного мокрого послеполуденного неба… ряды маленьких коттеджей… – и вдруг понял, что знаю, что я должен писать».

Пейзажи индустриальных городов, фабричные стены, шахты, заводы, церкви, школы, стадионы, улицы – безлюдные и заполненные толпами прохожих, рабочие – сгрудившиеся на площади на митинге, спешащие по домам после смены, празднующие или бастующие, школьники, инвалиды, матери с колясками, драка на площади, бесцельное шатание по улицам, очередь в магазин, футбольный матч – сколько раз за 60 лет творчества Лоури будет писать все это, опять и опять возвращаясь на круги своя? Человеческие фигурки – щепки, спички, образующие хаотичные узоры на широких площадях, выстраивающиеся в цепочки, разбредающиеся и сгущающиеся в группы, неподвижно застывшие лицом к нам или влекомые какой-то силой в разные стороны силуэты с опущенными плечами и в клоунских башмаках…

Сборщик квартплаты Лоури знал о них многое – десятилетиями приходил в их дома за деньгами, слушал нехитрые истории жизни с вечными заботами о хлебе насущном, страхами и болезнями, трагедиями и пьяными драками, радостями и надеждами.

«Я многим обязанам моим квартирантам. Я населил ими свои картины»,
– писал художник

Днем – сборщик арендной платы, вечером – художник. Точнее, ночью. После работы в компании Лоури спешил домой к больной матери. После смерти отца в 1932 году на Лоуренса легли не только выплата долгов покойного, но и заботы об Элизабет. Каждый вечер он должен был читать ей книги, и только после того, как мать засыпала, у Лоуренса было несколько ночных часов для рисования. А утром – снова на работу. Только после смерти матери в 1939 году ситуация начала меняться – в этот год состоялась первая персональная выставка Лоури, отмеченная хорошими отзывами критиков и успешными продажами работ. «Он не принадлежит ни к одной школе, но в конечном счете может стать основателем своей школы», – писал критик Эрик Ньютонн в каталоге.

Несмотря на затяжную депрессию после смерти Элизабет, Лоури выставляется в парижском Осеннем салоне, в годы войны получает назначение военного художника, а в 1953 году – официальный заказ нарисовать коронацию Елизаветы II. В последующие годы художник регулярно выставляется в Великобритании, избирается членом Королевской академии художеств, получает ряд почетных званий и степеней от университетов Манчестера, Солфорда и Ливерпуля. От нескольких наград Лоури – как противник официальных почестей – отказался. Среди них (ни много ни мало!) были и орден Британской Империи (ОВЕ), и рыцарское звание. Оказалось, что по количеству отклоненных наград – 5 штук – художник даже удерживает рекорд.

Почему Лоури населил свой мир спичечными человечками? Почему смотрел на снующий человеческий муравейник, беспристрастно фиксируя данность бытия – не осуждая и не сочувствуя героям? «Мной двигало стремление показать мир индустриальных городов, потому что никто всерьез этим не занимался», – утверждал Лоури. Возможно, его прямая речь в искусстве и взлет послевоенной популярности были связаны с социальными иллюзиями и верой в силу и значимость рабочего класса, с надеждами грядущих перемен к лучшему. Несмотря на карусель модных трендов, Лоури остается одним из любимых художников британского народа, став неотъемлемой частью пейзажа искусства Англии XX столетия.

Умер Лоуренс в возрасте 88 лет от пневмонии в больнице города Глоссопа. Еще при жизни вокруг его имени роилось множество домыслов и легенд – во многом обусловленных весьма скрытным характером художника. Он никогда не был женат и в 88 лет признался, что «никогда не был в близких отношениях с женщиной». Даже от некоторых своих друзей Лоури скрывал, что работает сборщиком квартплаты, а к концу 1950-х, когда его популярность резко возросла, всячески избегал визитов почитателей. Рассказывают, что в доме художника в деревне Мотррам, где он прожил последние 30 лет своей жизни, у двери всегда стоял наготове чемодан – так что Лоури мог выпроводить нежелательного гостя под предлогом, что как раз собирался уезжать.

В 1957 году Лоуренс получил письмо от 13-летней школьницы Кэрол Энн Лоури, спрашивающей у него совета, как стать художницей. Одинаковость фамилий была простым совпадением, тем не менее Лоури навестил девочку и ее семью, подружился с ними, и их дружеские взаимоотношения продолжались до конца жизни художника. Именно Кэрол художник завещал и свое поместье, и множество произведений – как своих, так и других авторов из собственной коллекции. Особенно любил он художника Данте Россетти: созданные им портреты муз и натурщиц прерафаэлитов украшали стены дома Лоуренса Лоури.

После смерти Лоури его работы резко подскочили в цене. Самой дорогой на сегодняшний день картиной художника стало полотно «Футбольный матч», проданное в 2011 году за £5,5 миллиона. Творческое наследие Лоури насчитывает 1000 живописных и 8000 графических произведений; его произведения представлены в галерее Тейт в Лондоне и в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Однако самая большая коллекция работ художника находится в названном его именем арт-центре The Lowry в Солфорде.

Кураторы выставки «Lowry and the Painting of Modern Life» в Тейт сфокусировали свое внимание на индустриально-урбанистических пейзажах художника, ставших синонимом его стиля и принесших славу и популярность. За бортом остались многочисленные портреты и пронзительно пустынные картины Корнуэла и Края озер, морские пейзажи, а также найденные в доме после смерти мастера эротические рисунки, которые он никогда не выставлял при жизни. Хочется верить, что всеобъемлющая ретроспектива художника Лоуренса Лоури произойдет в самом недалеком будущем.

«Чтобы быть художником, не нужен мозг – только чувства».

«Я не художник. Я человек, который рисует».

Лоуренс Стивен Лоури

Lowry and the Painting of Modern Life
до 20 октября 2013
Tate Britain, Millbank, London SW1P 4RG
www.tate.org.uk

Leave a Reply