Музы вина
10 женщин, вдохновляющих итальянское виноделие
У них разные истории и обстоятельства, но центральным всегда остаётся вино. Одни донны его выпускают, другие соединяют виноделие и искусство, третьи управляют холдингами, четвёртые переводят вино в образ жизни. С севера до юга Италии можно привести бесчисленное количество примеров, как женщины участвуют, создают, преобразовывают мир вина, делая его более красочным и красивым, эмоциональным и человечным. Мы выбрали десять примеров.
Франческа Моретти
Gruppo Terra Moretti, Ломбардия, Тоскана, Сардиния
Bellavista и Contadi Castaldi во Франчакорте, Petra и Tenuta La Badiola на Тосканском побережье, а теперь ещё и Sella & Mosca на Сардинии – вот рабочее поле Франчески Моретти. Она всегда знала, что будет связана с виноделием. Ещё ребёнком Франческа проводила время в поместье Bellavista и часто просилась помогать. «Вино – часть моего ДНК», – говорит она.
Моретти отвечает за производство и за управление всеми винодельческими хозяйствами семейного холдинга Gruppo Terra Moretti. Маленькой дочери объясняет, что работает винным доктором. И хотя Аличе иногда ставит её в тупик своими вопросами, например, «Делают ли доктора уколы лозам?», Франческа Моретти умеет находить по вину общий язык с молодёжью. Для студентов политехнического университета оно придумала мультисенсорный проект Cuvée Design, а для всех – эногастрономические сочетания игристых с пиццей.
Кристина Дзилиани
Berlucchi, Франчакорта, Ломбардия
Дочь винодела-первопроходца, создавшего во Франчакорте игристое вино по шампанскому методу, не помнит ароматов или вкуса первого попробованного ею вина. Зато её детские воспоминания хранят, как работницы оборачивали бутылки Berlucchi тонкой папиросной бумагой.
Кристина – старшая из трёх детей Франко Дзилиани. Она начала работать в семейном бизнесе в 1981 году, но карьерный выбор в те годы решался в пользу мужчин. Брат Артуро стал виноделом, брат Паоло возглавил коммерческий отдел. Кристина постепенно нашла себя, рассказывая миру историю Berlucchi – то, что теперь называют маркетингом и коммуникациями. Она верит в эмоциональную силу бренда: если убрать «мир» вокруг бутылки, остаётся лишь сухой цикл «производство-продажа-деньги». Любимая франчакорта? Saten, особенно к рыбе с нежным мясом.
Роберта Черетто
Ceretto, Пьемонт
Годами Роберта Черетто не осмеливалась присоединиться к семейному винному бизнесу. Ещё бы: её отец Бруно и дядя Марчелло, прозванные The Barolo Brothers, затмевали своим авторитетом всех и вся. Она же, специалист по южноафриканской литературе, мечтала преподавать в университете. Как-то в девяностые Роберта показывала винодельню и виноградники гостю из художественного мира. Он не переставал задавать вопросы. Она, в свою очередь, осознала, что между современным искусством и виноделием могут быть интересные связи и их можно развивать прямо здесь, в семейных хозяйствах.
Стеклянный купол L’Acino («Ягода») в Tenuta Monsordo Bernardina в Альбе, наклонённый куб из стекла и металла на винодельне Bricco Rocche в Кастильоне Фаллетто, художественные работы, инсталляции, посуда – всё это благодаря Роберте стало частью меценатской деятельности Ceretto. Она говорит, что между современным искусством и винами, как бароло, много общего. Их сложно интерпретировать, если о них не рассказали. Их надо знать, чтобы верно оценить.
Эмануэла Стукки Принетти
Badia a Coltibuono, Тоскана
Когда монахи возводили «Аббатство хорошего урожая» и высаживали лозы, в ходу была латынь. С 1846 года поместье принадлежит семье Эмануэлы Стукки Принетти, а сама Эмануэла стала первой женщиной во главе респектабельного исторического хозяйства.
Badia a Coltibuono – место силы, под которое подстраиваются все решения. В том числе давний выбор Эмануэлы в пользу органического хозяйствования: не только потому, что так вино может в одном глотке донести уникальность своего места. Вино должны выпускать головой и желудком, считает Стукки Принетти. Может быть, поэтому она не понимает людей, которые коллекционируют вина вместо того, чтобы их пить. Какая альтернативная карьера ей бы пришлась по душе? Работа в Oxfam – благотворительной организации, борющейся с бедностью.
Элизабетта Фаджуоли
Montenidoli, Тоскана
Говорят, характер винодела передается вину. Наверное, поэтому в винах Элизабетты Фаджуоли есть красота и духовность. Она изучала историю искусств. В Тоскану её привели Мадонны сиенских мастеров: так, в 1965 году она с 9 детьми поселилась в Сан Джиминьяно на заброшенной ферме без воды и электричества. Со временем Montenidoli – «Гора гнёздышек» – стало удивительным винодельческим хозяйством.
Гуманистические ценности Фаджуоли естественным образом перекинулись на её аграрные практики. На землях Montenidoli, где культивируют виноградники и оливковые деревья, всегда использовали органический уход. Недавно, после смерти мужа, Элизабетта основала фонд. Она мечтает, чтобы люди, молодые и пожилые, победили одиночество, чтобы они снова общались и дружили. Винодел готова предложить для этого своё хозяйство.
Кьяра Лунгаротти
Cantine Lungarotti, Умбрия
Кьяра Лунгаротти любит называть себя деревенской девушкой. Хорошо образованной и тонкого культурного склада, добавим мы. Когда Кьяра была маленькой, отец Джорджио, выдающийся винодел Умбрии, ободрял её ходить по земле босиком, чтобы почувствовать землю. Мать, Мария Грация, блестящий искусствовед, привила любовь к прекрасному. Лунгаротти обобщает вино как выражение территории и синоним культуры.
На плечах Кьяры лежит управление Cantine Lungarotti – по-прежнему самой известной винодельческой компании Умбрии с хозяйствами в Торджано и Монтефалько. Ещё в её ведении – отель и спа Le Tre Vaselle. Другие женщины семьи Лунгаротти тоже в деле. Сестра Тереза, дипломированный винодел, также занимается маркетингом. Мать возглавляет фонд Лунгаротти, куда входят уникальный музей вина и музей оливкового масла в Торджано. Вот такой успешный женский клан.
Илария Вентурини Фенди
I Casali del Pino, Лацио
Променять высокую моду на сельское хозяйство кажется безумством, но это как раз то, что сделала Илария Вентурини Фенди, дочь Анны Фенди. Наряду с управлением большой органической фермой под Римом, которая теперь является главным делом жизни, бывший дизайнер аксессуаров Fendissime и обуви Fendi взялась выпускать вино в довольно неожиданном месте – на острове Понца, в 30 километрах от южного побережья Лацио.
В любом деле надо начинать с основ, считает Илария. Перед тем как заняться вином, она окончила курсы сомелье. Производство крошечное, но требует огромных усилий, даже физических. На виноградник можно добраться только на муле, лозы требуют ручного ухода (они посажены отдельными кустами, чтобы противостоять ветрам), транспортировка вина становится сложным логистическим упражнением. Наградой служит вино с ярким островным вкусом трав и минералов.
Валентина Арджиолас
Argiolas, Сардиния
Если отец и дед были виноградарями, а детство проходило в простой деревне на юге Сардинии, любовь и гордость за своё вино являются эмоциями естественными, как и должно быть. Сейчас Валентина Арджиолас посредством вина открывает Сардинию миру. Задача не столь простая, как кажется на первый взгляд. Сардиния – край средиземноморский, но сложный, замкнутый на себе. Как заинтересовать мир?
Валентина Арджиолас рассказывает о Сардинии настоящей, преисполненной достоинства и талантов. Для вина это не только автохтонные сорта, служащие отправной точкой отличия. Это могут быть люди и их творчество. На юбилей топового вина Turriga Валентина осуществила проект, объединивший трёх мастеров Сардинии – стилиста Антонио Морраса, писателя Марчелло Фоиса и музыканта Паоло Фрезу. Кому из исторических персонажей она отправила бы своё вино? Любимому писателю Оноре де Бальзаку.
Жозе Ралло
Donnafugata, Сицилия
Женское начало прославленной сицилийской винодельни – оно не только про название и этикетки (Donnafugata переводится как «сбежавшая женщина», про это отдельная история). Габриэлла Анка была полноправным деловым партнёром супруга Джакомо Ралло, когда они вдвоём открывали винодельню. Теперь компанией успешно управляет их старшая дочь Жозе. У неё подрастает своя дочь – Габриэлла.
Предпринимательство и культура вина в одинаковой степени важны для Жозе Ралло. Её другое большое увлечение – музыка – в 2002 году вылилось в мультисенсорный проект Music & Wine. Жозе-певица составляет пары между вином и музыкой. Представления проходят от Сицилии до Нью-Йорка, а последний из таких винных концертов Жозе Ралло давала для мастеров вина (Masters of Wine). К топовому красному Mille e Una Notte она предлагает джазовую балладу, а к чувственному десертному Ben Rye – самбу.
Кароль Буке
Sangue d’Oro, Пантеллерия, Сицилия
Известная французская актриса и бывшая модель как-то призналась, что в кинематографе ей время от времени недоставало настоящего счастья. Его она нашла на Пантеллерии – среди ароматов фенхеля и флердоранжа, среди террас и домов из вулканического камня, среди яркого солнца и солёного ветра.
На острове контрастов, где дикая средиземноморская природа никогда полностью не покорится тяжёлому человеческому труду, Кароль Буке совершила своё маленькое чудо. Уже несколько лет она владеет сложными в уходе виноградниками Дзибиббо. Из фирменного белого сорта Пантеллерии производят пассито – традиционные сладкие вина. Для них урожай оставляют «заизюмиться» прямо под солнцем. Лучшее из двух вин называется Sangue d’Oro – «Золотая кровь». Самая тяжёлая часть работы? Коммерческая, говорит актриса-винодел.