Интервью

Мауро Корда: в современном искусстве нет правил

Французский скульптор Мауро Корда со страстью относится к человеческому телу. Посмотрите на его отлитые из бронзы, вырезанные из мрамора, выполненные из цветного стекла, воска, пластика, алюминия торсы, лица и причудливо изогнутые тела акробатов. Эти работы, продукт его богатого воображения и безупречной техники, заставляют задуматься, насколько внутреннее содержание определено внешней формой.

Когда Корда начинает говорить, его голос успокаивает, как мерный стук колес поезда. Но как только тема разговора становится ему особенно интересна, он разражается стаккатным вихрем. Такое происходит, когда речь заходит об искусстве и деньгах, о современном искусстве и об артистическом образовании. Последний пункт его особенно волнует: Корда твердо верит, что классическое образование обязательное требование для художника и скульптора.

Некоторые считают, что художник должен быть беден и только тогда он может создавать настоящие произведения искусства. Что вы думаете по этому поводу?

Я не могу говорить за всех, но для моей работы нужны деньги. Для того, чтобы создавать, сначала надо закупать материалы. Нет денег – нет искусства.


Вас считают хорошим бизнесменом. Вы как-то по-особенному себя промотируете?

Мне нет нужды заниматься маркетингом – за меня говорят мои работы. Правда, я знаком с многими декораторами – они используют мои скульптуры, когда обставляют дорогие апартаменты, например, в комплексе Hyde Park One. Это стимулирует интерес – люди рассказывают друг другу о моих работах. Остальным занимаются арт-дилеры. Кому-то я нравлюсь, кого-то я раздражаю. Что нравится мне, так это когда мои работы высоко ценят люди, понимающие, сколько труда вложено в каждую скульптуру, которые понимают, какими способами я работаю.

Что приносит вам больше удовлетворения – создавать небольшие скульптуры или работы для частных коллекций или масштабные городские скульптуры, которые ежедневно могут увидеть тысячи людей?

Для меня все едино. Удовлетворение я получаю от самой скульптуры, будь она большая или маленькая, для частной коллекции или для города. Удовлетворение идет от сердца – я счастлив, когда мне удается осуществить изначальный замысел.

Понятно, как люди становятся банкирами, врачами, – а вот художниками…

Я таким родился. Ничем другим я бы не смог достойно заниматься.

А может художественная школа или колледж сделать человека художником?

Работа – может. Если человек много работает над своим искусством, то становится художником. В наше время создавать художников стало легче и быстрее, но художественного образования на должном уровне почти не существует. В прошлом люди, анализируя картину, использовали определенную систему, не сильно отличную от той, которая может оценить музыкальное произведение. Сегодня такой анализ не применяют.

А дело не просто в смене поколений?

Дело скорее в образовании. Людям не хватает образования, на которое они могут опереться, чтобы выразить свое впечатление о картине. Чтобы создать хорошего музыканта, по-прежнему нужно следовать определенным правилам, а чтобы создать художника, следовать правилам уже не надо – делай что хочешь.

Вы – скульптор, который работает с разнообразными материалами – от мрамора до бронзы, от резины до серебра. Вы согласны с мнением, что для того, чтобы считаться художником, надо пройти хорошую школу мастерства, владеть технической стороной процесса? А может, главное – иметь идею и стараться донести ее как сможешь? Если люди поняли, в чем суть, значит, ты – художник…

Концептуальное, интеллектуальное искусство – это интересно. Но если нет техники, то можно и не суметь успешно донести свою идею. Идея – это идея и есть. Хорошо иметь идею. Но ведь дома без строителей не построишь. Когда люди забудут о технике, искусство умрет. Меня шокирует, что современное искусство не позволяет молодежи учиться. Художественные школы преподают концепции, а вот научить хорошей технике могут немногие. Один из моих учеников признался, что за несколько месяцев совместной работы он узнал больше, чем за 10 лет в школе. Я поощряю молодых людей учиться заново. Им говорят, что не знать технику – это нормально, но я вижу, как сильно они хотят заниматься тонкостями ремесла.

Такое отрицание техники не приводит ли к девальвации искусства?

Может, к девальвации, а может, это эволюция. Мы не знаем, куда движется искусство. Имрессионизм в свое время тоже искусством не считали. Так что надо держать глаза открытыми, познавать новое, но не разрушать основания. Но главное – не путать деньги с искусством. Большинство думает, что если дорого, значит – искусство, но это далеко не так. Меня поражает, что, хотя человек начал рисовать 30 тысяч лет назад, этот навык за последнее столетие был практически утерян. Мне кажется, когда человечество потеряет способность выражать себя через искусство, оно потеряет часть своей сущности. Мне кажется, искусство мало кому интересно, большинство интересуется деньгами.

А деньги искусству не нужны?

Нужны, но давайте расставим приоритеты. Деньги преходящи, искусство – нет. Возможно, на какой-то стадии развития человеческого общества с деньгами будет покончено, а вот если будет покончено с искусством, то мы вымрем.

Так если искусство интересно немногим, его исчезновения и не заметят…

Я только могу сопротивляться таким мыслям и продолжать делать то, что я умею.

Искусство, по-вашему, мало кому интересно. Так о чем же тогда говорят толпы людей в Королевской академии искусств и галерее Тейт? Может быть, люди просто потребляют искусство, ходят для «галочки»?

На планете теперь живет больше людей – им же надо чем-то заниматься, как-то проводить свои выходные. Люди идут на выставки не потому, что им интересно искусство, а потому, что им сказали, что так надо. Это, наверное, часть коллективного бессознательного, люди пытаются не отставать от времени, делают то, что все, чтобы не показаться недостаточно культурными или малообразованными. Выставки становятся все масштабнее, потому что людей в городах становится больше, а значит, рынок расширяется и перенасыщается. Мне кажется, что люди, которые организуют супервыставки с посещаемостью в полтора миллиона человек, на самом деле не сильно заботятся об искусстве. Они делают красочное шоу и деньги.

Вы собираетесь открывать свою художественную школу. Как будете воспитывать настоящих художников?

Так же, как и детей: в них можно вложить ценности, а можно и не вкладывать.

А какие ценности вы вкладываете в своих учеников?

По крайней мере, смотреть открытыми глазами.

Leave a Reply