Марина Абрамович: размышления о счастье и Украине
На протяжении почти 50 лет своего творческого пути Марина Абрамович создавала искусство из боли, страданий и горя. Она вплела в перформансы истории своих отношений с Паоло Каневари и позже – с художником-коллаборационистом Франком Уве Лайсипен, которого она назвала Улай.
«Это что-то славянское, – говорит Абрамович. Мне всегда казалось, что некоторые события обязательно должны произойти, чтобы оставить нас в одиночестве. Стоит вспомнить того же Достоевского или Толстого – они всегда страдали».
Последние семь лет Абрамович не организовала ни одной выставки в Нью-Йорке. Вместо этого, как она говорит, она изучала, что значит быть счастливой. Марина провела много времени в путешествиях, посетила Шри-Ланку, Индию, Европу. А также работала над текущими отношениями, которые длятся уже пять лет, и являются по ее словам «стабильными и основанными на доверии».
Однако этот спокойный, мирный образ мышления также позволил Абрамович снова начать проявлять себя. В 2023 году исполняется 60 лет со дня начала ее карьеры, поэтому Марина планирует большую ретроспективу в Королевской академии художеств. 29 марта она открывает крупную персональную выставку Memory of Being в Каунасской картинной галерее в Литве. До этого у нее была камерная, но не менее впечатляющая выставка в галерее Шона Келли в Нью-Йорке, названная «Перформанс», инкапсуляция работ, которые изменили и сформировали жизнь и взгляд Абрамович на эту форму искусства.
Художница призналась, что существует одна вещь, которая снова причиняет ей боль в последнее время. Это военное вторжение российских войск в Украину. Это личный источник травм, вытекающий из ее собственных восточноевропейских корней; а также воспоминания о Киеве, где Марина презентовала работу «Хрустальная стена плача» в Мемориальном Центре Холокоста в Бабьем Яру.
«Я создала большую стену, длиной 40 метров, из черного угля с торчащими из нее кристаллами. Уголь – это нечто черное, источник энергии, а кристаллы — они белые и чистые», – объясняет она.
В галерее Шона Келли Абрамович воссоздала кристаллы кварца как дань уважения Украине. «Мне очень больно. Очень больно, потому что война вообще причиняет боль», – говорит она. «Хрустальная Стена Плача» – это источник исцеления». Она надеется, что посетители также прочувствуют это путешествие через все виды боли. Той боли, которую художница испытывала на протяжении всей своей жизни, до тех пор, пока не раскрыла свою собственную форму счастья: присутствовать, а значит быть благодарной.
Марина призналась, что когда она просыпается каждое утро и читает очередные заголовки о событиях в Украине, она старается напомнить себе, какой ценностью может быть мирная жизнь.
Эта идея присутствия отражена в ее работе «В присутствии художника», которая в свое время сделала Абрамович всемирно известной. Она была похожа на «Ритм 10» или «Влюбленных» в том смысле, что требовала физической боли и выносливости, чтобы быть доведенной до конца. Тысячи посетителей наблюдали за тем, как художница сидела на одном месте днями, не двигаясь, без еды и воды. Абрамович считает, что это была самая трансформационная работа. «Она превратила меня во что-то другое. Это было невероятное открытие безусловной любви к каждому человеку, стоящему передо мной».
По материалам: Wmagazine, Moma, News.artnet