Очарование России в Лондоне и его окрестностях
В Лондоне, в аукционном доме MacDougall’s, открылась постоянно действующая галерея русского классического искусства. Казалось бы, уж где-где, а в Лондоне их должно быть не одна и не две. Ведь столько русских людей, столько русских денег нашли здесь приют, столько юных дарований приехало сюда полировать свое образование. Не бежали, захватив одну только подушку да скрипку Страдивари из революционной России, а прилетели бизнес-классом – людей посмотреть и себя показать.
Но ведь вот – не было ни одной! А теперь появилась. Я лично, как хозяйка галереи, отношусь к этой затее весьма положительно. Мне кажется, что именно «себя показать» у нас, у русских, как-то стало не особенно в моде. А зря. Ведь нам, ей Богу, есть чем гордиться. И искусство, и литература, и спорт, и наука – во всем русские люди преуспели, только как-то скромничают. Подзабыли сами, что ли?
Вот висит у меня в галерее сейчас картина Рериха «Святой Меркурий». Она была написана Николаем Константиновичем в Лондоне в 1919 году. За год своего пребывания в Англии Рерих проводит две выставки под общим названием «Очарования России», причем его работы пользуются таким бешеным успехом, что он повторяет свои полотна на русские темы на продажу. Так, наш «Святой Меркурий» – вариация работы на эту же тему 1918 года.
А еще в тот год в Лондоне Рерих оформит две русские оперы на музыку Мусоргского и Бородина для Ковент-Гардена, познакомится с Софьей Блаватской, Рабиндранатом Тагором, подружится с Гербертом Уэллсом и Голсуорси, поругается с Дягилевым, вступит в теософское общество и начнет писать свой фундаментальный проект «Агни-Йога». Вот так жили русские люди. А мы чем хуже?
Мы тоже не должны забывать свою принадлежность, свою избранность, если хотите – ведь мы наследники и деятели великой русской культуры. Многое делаем – еще больше должны успеть сделать. Напоследок – недавний пример из моей практики.
Константин Юон, «Лыжники», ок. 1915.Все мы, здесь живущие, знаем, что атмосфера сейчас не самая благоприятная для русских. Ну, недолюбливают нас в общей массе, заочно, так сказать. А я вот в своей киношколе все про русских пишу и в основном, конечно же, хорошее. Ну, так вот. Был у меня в сценарии фрагмент, где героиня на допросе в КГБ, когда у нее нервы сдают и понятно, что дела ооочень плохи, читает в лицо следователю стихотворение Пастернака «Гамлет». Помните, то самое: «Гул затих, я вышел на подмостки, прислонясь к дверному косяку. Я хочу услышать в отголоске, что случится на моем веку…» Читает первые четыре строки.
Вот иду я, значит, утром ранним в киношколу, а сама думаю – сейчас меня в очередной раз за этого самого Пастернака в клочки разбомбят. Ведь тут коммерция нужна – а я с Пастернаком к ним лезу. Иду и думаю – разбомбят и ладно, все равно не вырежу, уж больно самой нравится. Ладно, класс начался, доходит до меня очередь домашнее задание озвучивать. Читаю. Питер, наш преподаватель, смотрит на меня задумчиво и говорит: «Кэтрин, закончите этот эпизод не четвертой строкой, не «что случится на моем веку» – а последней строкой: «Жизнь пройти – не поле перейти». Вот так, дорогие англичане. Делайте сколько угодно вид, что вам русские не нравятся. А при этом мы у вас в крови. Наши Достоевский, Толстой, Чехов воспитали вас порядочными людьми. Хоть вы об этом и забыли. Ну, или просто не думаете. И мы забыли. Так, может, пора вспомнить?
MacDougall’s Russian Art Gallery
Monday–Friday, 10:00–17:00
30A Charles II St, London SW1Y 4AE
* * *
Екатерина МакДугалл родилась в Москве. В начале 1990-х гг. вышла замуж за Уильяма МакДугалла и переехала в Англию. Живет в Москве и Лондоне. Окончила Литературный институт им. Горького (г. Москва), образование — писатель. В Англии окончила Лондонский экономический университет, образование — экономист. Автор ряда романов на русском и английском языках. Под руководством Екатерины МакДугалл был создан аукционный дом MacDougall’s, входящий в тройку лидеров по продажам произведений русского искусства с момента своего основания в 2004 году.