Летний бриз: L’Air du Temps
Подобно многим основательницам домов высокой моды, Нина Риччи (урожденная Мари Аделаида Ньели) начала свою карьеру с шитья дамских шляпок. Вскоре клиенты начали обращаться к ней с просьбой сшить к шляпке соответствующую одежду. Так Мари стала швеей, и оказалось, что у нее прирожденный талант в этой области. Выйдя замуж за Луи Риччи, переехала из родного Турина в Монте-Карло, а затем – в Париж, где начала работать как дизайнер для многих ведущих домов моды. В 1932 году Риччи открыла свой собственный дом моды на улице Капуцинов, 20, которым управлял ее сын Робер. За 7 лет это предприятие выросло в империю, став одним из крупнейших домов высокой моды во Франции: одних только швей здесь работало более 450. С самого основания отличительными чертами Дома моды Нины Риччи оставались элегантность и женственность; поэтому, когда Робер предложил начать выпуск Parfums Nina Ricci, было очевидно, каким должен быть стиль духов.
В 1946 году Parfums Nina Ricci выпустил свой первый парфюм Coeur Joie («Счастливое сердце»). Флакон для духов создал друг детства Робера – Марк Лалик (сын René Lalique), а графический дизайн был выполнен художником-иллюстратором Кристианом Бераром. Сотрудничество Lalique – Ricci оказалось весьма плодотворным для обеих сторон. В центре стеклянного флакона Coeur Joie – сердце, окруженное короной из цветов, а на верхушке пробки присела крошечная бабочка. Я счастлив, что и сегодня, более полувека спустя, могу предложить эти духи в своей парфюмерии в Urban Retreat на 5-м этаже универмага Harrods – наряду с еще тремя редкими ранними творениями Нины Риччи, которые я именую своими «спящими красавицами»: Fille d’Eve (1952, интенсивный теплый шипровый аромат), Capricci (1961, альдегидно-цветочный) и Farouche (1974, цветочный шипровый).
L’Air du TempsИ все же всемирную славу в мире ароматов принес Дому моды Нины Риччи парфюм L’Air du Temps (1948). Гениальность созданной Франсисом Фаброном композиции обусловлена соотношением натуральных ингредиентов, образующих тонкий изощренный аромат, крайне редко встречающийся в наши дни. Взяв свежую гармонию бергамота и нероли, Фаброн усилил ее сияние ноткой розового дерева, которая ведет в интенсивное цветочное сердце из майской розы, иланг-иланга, жасмина и фиалкового корня; их вибрации усиливает мотив гвоздичного характера. Чтобы избежать приторной сладости, мастер включил в парфюм ноты мха, ветивера и кедра, смягчив их сандаловым деревом, бензойной ванилью и мускусом.
Фаброну удалось создать аромат искрящийся, летящий, словно дуновение. Я часто предлагаю своим клиентам вдохнуть запах этого парфюма (не называя его имени) и сказать, чувствуют ли они движение. Должен признаться, я всегда получаю утвердительный ответ.
Знаменитый культовый флакон L’Air du Temps – с двумя свободно парящими голубями – несомненно, один из самых прекрасных в мире. Хотя это и не первый сосуд, созданный для этого парфюма (1951 г.), именно он стал не менее легендарным, чем и сам L’Air du Temps. Флакон Les Colombes отвечает концепции Робера Риччи, осуждавшего усиление доминирующей роли маркетинга и убеждавшего, что нельзя подходить к выпуску парфюма и стирального порошка с одинаковыми мерками: «Духи – это не товар, их создание – это акт любви. У парфюма должна быть душа, отражающая душу женщины, которая их надевает». Робер руководствовался поговоркой, услышанной в юности: «Дайте говорить разуму, но слушайтесь сердца».
Женщины так и поступают, на протяжении десятилетий оставаясь во власти очарования творения гениального Фаброна.