Леонардо да Винчи и тайны микробиома
Спустя 501 год после своей смерти художник, архитектор, ученый, инженер, философ, экспериментатор и изобретатель Леонардо да Винчи продолжает ставить специалистов в тупик загадками, скрытыми в его творениях. На этот раз пазл пришлось разгадывать не только историкам искусства, но и микробиологам.
Речь идет о микробиоме – сообществе живых организмов, которым работы мастера обзавелись за столетия. Группа ученых из Австрии и Италии, исследовавшая микробиом рисунков Леонардо, выяснила, что рисунки и эскизы мастера буквально кишат жизнью – разнообразными микробами, бактериями и грибками. Найдены были даже человеческие ДНК. Конечно, большая часть этого биоматериала попала на бумагу после смерти да Винчи, и его собственные следы вряд ли обнаружатся – скорее всего, они принадлежит мастерам, реставрировавшим работы либо владельцам произведений. Вполне логичная цепочка: не для кого не секрет, что микроорганизмы беспардонно поедают бумагу, и для того, чтоб от них избавится, время от времени рисункам требуется реставрация.
Что удивило ученых, так это преобладание бактерий над грибками в найденном на рисунках и эскизах биоматериале.
Ведь, как правило, в старой бумаге селятся именно грибки, а в леонардовских шедеврах доминировали бактерии, характерные для людей и насекомых. Тех же банальных мух, к примеру, беспардонно испражнявшихся на рисунки мастера (ученые смогли визуализировать помет).
Объектами изучения стали 7 произведений Леонардо да Винчи, среди которых зарисовки лошадей, насекомых, человека, а также автопортрет художника. При исследовании был применен метод Nanopore – специального способ генетического секвенирования, позволяющий быстро выделять и анализировать генетический материал для его дальнейшего подробного изучения.
Правда, пока ученые не могут с достоверностью сказать, сохранились ли обнаруженные ими на произведениях да Винчи многочисленные микроорганизмы с той поры, когда рисунки создавались или появились позднее. Но уже ясно, что «специфические микробиомы, найденные в исследуемых работах можно использовать как биоархив истории объектов – что-то вроде своеобразной дактилоскопической информации для настоящих и будущих сравнений», – указывают авторы исследования в статье в журнале Frontiers in Microbiology. Микробиологи и искусствоведы надеются создать каталог микробиомов – ведь с его помощью можно будет не только с большей уверенностью атрибутировать произведения с сомнительным авторством, но и выявлять подделки.