Как поступить в лучший университет?
Недавно мне на глаза попалась некогда очень популярная в СССР книжка – «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, и я , конечно, не удержалась от беглого просмотра пожелтевших страничек издания 50-х годов. На первых страницах романа описывается прием в честь помолвки Джун Форсайт в присутствии ее разветвленной семьи- дата 15 июня 1896 года, закат викторианской эпохи, укрепившей империю и понятие upper middle class, жадно припавшего к символам респектабельности. Но не год заинтересовал меня в этой дате, а день – 15 июня. Разгар сезона. Июнь-июль до сих пор отмечены в Британии многочисленными светскими мероприятиями от Аскота и дня рождения королевы до Уимблдона, регаты в Хенли и многочисленных раутов с клубникой и Pimms. И вот что странно: обсуждали на приемах у Форсайтов, описанных в романе, все, кроме образования и успехов детей на его поприще.
Встречаясь 15 июня 2013 года, британские родители обсуждают результаты экзамена Сommon Еntrance и зачисление в старшие школы по его результатам (окончание подготовительных школ), окончание экзаменов GCSE и планы выпускников, сдающих последние экзамены. Это если не считать тех, кто находится в состоянии тревоги по поводу предстоящих вступительных экзаменов 7+, 11+ и пре-тестов на 13+. Каковы же реалии для сегодняшних родителей британских школьников?
Cуществует расхожее мнение, что нужно записывать ребенка в Итон, Хэрроу и другие школы, известные своим положением в воспитании истеблишмента, сразу после рождения, чтобы дать ребенку шанс в будущем попасть на отборочные тестирования. Это больше не актуально для большинства школ, за исключением, пожалуй, Рэдли, сохраняющей традицию закрытия листов при заполнении определенного числа мест. Лондонская St Paul’s, например, в принципе открывает листы только за 4 года до начала обучения в 13 лет. Большинство школ закрывает листы потенциальных претендентов на места по достижении ребенком 10 лет или в конце 5-го года обучения в подготовительных школах. Надо иметь ввиду, однако, что школы, имеющие репутацию feeders для прославленных старых школ, имеют квоты на иностранцев, в том числе и имеющих европейские паспорта.
Сегодня даже школы, набирающие 4-леток в подготовительные классы, проводят некое подобие тестов, а в 7+ – это полноценная программа тестирования по математике, английскому и интервью. В связи с резким ростом интереса к британским частным школам со стороны как самих британцев, так и иностранцев барьер на входе поднимается все выше и выше. Это ведет к уже практически абсурдной ситуации, когда дети имеют дополнительную нагрузку в виде домашних тьюторов и дополнительных классов, например, Common или Creative Writing, или китайский язык, зачастую в объеме, сравнимом со школьным. Дополнительное образование, похоже, один из самых динамично развивающихся бизнесов в Британии и, конечно, Лондоне. Но детей необходимо готовить как с точки зрения образовательных навыков, так и психологически. Я рекомендую обращаться к профессиональным консультантам, как правило, вышедшим на пенсию директорам prep-школ, чтобы понимать, как правильно подготовить ребенка к школе. Например, родителям детей, плохо переносящих стресс перемен, имеет смысл обратить внимание на школы, где есть возможность обучаться с подготовишки (4 года) до 18 лет – например, Latymer Upper, Highgate, South Hampstead School for Girls, Queen’s Gate. Некоторые пансионы стартуют в 11+ (а не в 13+), что дает возможность ребенку избежать сдачи СЕ *. Oundle School– одна из таких школ, как и лидер системы IB – Seven Oaks School. Эти школы дают отличную академическую подготовку как в университеты, так и в элитарные лидеры британских рейтингов – Westminster, St. Paul’s (boys and girls), Winchester и др.,— если не было возможности поступления в них в 11 или 13 лет.
Тот, кто дорос до 16 лет, должен решить серьезную задачу – это самый сложный момент школьной карьеры – выбор программы на 6th Form (последние 2 года обучения, 16-18 лет) и выбор университета. Сегодня при упоминании школ Harrow, Seven Oaks, Rugby у большинства интересующихся российских родителей возникают вполне понятные ассоциации, в то время как американские Deerfield или Collegiate требуют похода в Википедию, что несправедливо – там ведь училась и учится элита от Рокфеллеров до Кеннеди. Картина сильно меняется при переходе к высшей школе. Оксфорд, Кембридж, Imperial College (London)/ UCL (London), LSE (London) вынуждены принимать во внимание тот факт, что в последние годы абитуриенты отказываются от предложенных им мест в Англии в лучших университетах в пользу американских университетов. Этот тренд прослеживается как среди британцев, так и среди иностранцев, обучающихся в Британии и за ее пределами. Россияне активно включились в набирающий ход «транзит»: UK school – USA university. Безусловных лидеров – 10. Восточнобережная Лига плюща (8 университетов) плюс гнездо математиков и естественнонаучников MIT и калифорнийский Stanford. По мнению одного из ведущих американских консультантов в Лондоне, россияне по-прежнему вызывают интерес у директоров приемных комиссий в Америке. Однако на прием иностранцев в университетах есть квоты. По статистике, Лига плюща принимает 6-9% от объема заявок, шансы иностранцев могут быть менее 2%. Гарвард, Йель, Принстон – каждый принимает ежегодно всего около 25 человек из ВСЕХ школ Великобритании. Будьте реалистами -в первой сотне мирового рейтинга университетов большая часть – USA/UK-университеты, и поступать можно и нужно везде, где вы видите свое будущее.
Традиционный вопрос тех, кто начинает обдумывать университетское будущее заблаговременно: какую программу выбрать на последней ступени школы?
А-level, или IB, или новый Pre-U?
В целом c точки зрения значимости это не принципиально. Нужен максимально высокий результат в любой из квалификаций.Хотя, конечно, есть некоторые нюансы.
Скажем, для поступления на математику или экономику в Кембридж блок двойной математики — Math and Further Maths – в программе А-levels или Pre-U дает некоторое преимущество перед программой IB. Для поступления в университеты США основное условие — только классические дисциплины в наборе предметов и интересные комбинации этих дисциплин, например, математика, биология, история, экономика, языки, включая древние.
Каково же отличие в структуре трех основных программ в выпускных классах в британских школах?
IB/pre-U – линейные программы, предусматривающие сдачу выпускных экзаменов в конце второго года обучения. Это дает возможность преподавателям не прерываться на натаскивание на промежуточные экзамены в первый год программы. Стандартный набор pre-U – 4 предмета, IB – 3 предмета на уровне, сопоставимом с полным pre-U/A-level, и 3 на уровне усеченной одногодичной программы pre-U/AS-level.
В настоящий момент А-levels — модульная нелинейная программа. Экзамены сдаются помодульно — половина в конце первого года обучения, половина — в конце второго, с возможностью пересдачи модулей из первого года во время сессии выпускного года. Однако начиная с 2015 года А-levels также станут линейными. В числе оппозиционеров перехода к линейности выступили кембриджские ректора, так как для них результаты первых модулей являются одним из основных критериев отбора студентов. Очень важны эти результаты и для поступления в университеты США, где абитуриенты получают безусловные предложения мест и финальные реальные баллы для учеников выпускного класса не несут такой смысловой нагрузки, как в британских университетах, где сегодня А*АА — норма подтверждения условного места на высококонкурентных специальностях. В новых условиях значение оценок GCSE, получаемых учениками британских школ в конце 11-го (из полных 13) года обучения, вырастет в весе при принятии решений приемными комиссиями университетов. Если сегодня Оксбридж и Лига плюща ориентируются на 7-8 высших баллов — А* – из предлагаемых 10-12, то скорее всего эта цифра может вырасти. Вырастет значимость экзаменов, проводимых самими университетами, — сегодня это Оксбридж и некоторые специальности в UCL – с потенциальной возможностью увеличения их количества.
Систему образования во всем мире и в Великобритании в том числе, похоже, ждут перемены — в системе оценки знаний, в критериях отбора на каждой ступени, в тех навыках и взгляде на мир, которые приобретает выпускник. Технологичный XXI век требует перемен и адаптации к глобальной конкуренции, которая теперь начинается с раннего детства. Очень хочется верить, что детям XXI века будут свойственны человечность и эмоциональность. Ученики школы Хэрроу, где учились Черчилль, Байрон и автор «Саги о Форсайтах»Джон Голсуорси, поют об этом так:
«God give us bases to guard or beleaguer, games to play out, whether earnest or fun; fights for the fearless, and goals for the eager, twenty and thirty, and forty years on!»
автор: Марина Степанова