JEWELLERY THROUGH THE AGES. ДРЕВНЯЯ АССИРИЯ
Империя Древней Ассирии на пике своего расцвета охватывала многочисленные и обширные земли и народности. Сама Ассирия находилась на территории современных Ирака и Сирии. В различные периоды в её состав входили древние царства Египта, Вавилона, Хеттов и Миттанни. Поэтому в ювелирных изделиях Древней Ассирии присутствуют разнообразные веяния и влияния культур над которыми она «властвовала».
Классическими представителями ювелирного зодчества Древней Ассирии считаются сокровища Нимруда или Ниневии (современный Мосул в Ираке), открытые в 1988 году иракскими археологами. Найденная гробница принадлежит ассирийскому царю Ашурнасирпалу Второму. В ней были найдены 450 ювелирных украшений из золота и серебра, общим весом в 22.5 килограмма – по своей значимости и богатству приравниваемые к сокровищам Тутанхамона.
Ювелирные украшения носились как мужчинами так и женщинами древнего Междуречья. Наиболее распространёнными были: многонитьевые бусы из сердолика и ляпис лазури, золотые серьги, ленты для волос из тонкого/сусального золота, ножные браслеты, серебряные заколки-кольца для волос, подвески-медальоны филигранной работы, кольца-печатки и амулеты. Популярными мотивами украшений были листья и ветви, виноградные грозди, шишки а так же спиралевидные узоры.
Ювелирное искусство Древней Ассирии достигло «новых высот» и разнообразия. Древние мастера разработали и усовершенствовали новые «техники» ювелирного производства:
– Эмаль «клуазон» (от французского cloisonne) – инкрустация металла огранёнными камнями, стеклом и другими материалами. Эта методика является развитием техники из Древнего Египта – на тонкую проволоку нанизывались обработанные камни и закреплялись в специальных пазах. Завершённое украшение получало вид непрерывного слияния и чередования металла и инкрустации.
– Гранулирование – техника, в результате которой, поверхность металла покрывалась миниатюрными сферами-гранулами – всплошную или определёнными узорами. Считается что эту технику ассирийцы переняли у древних шумеров, изобрёвших её более 5 000 лет до н.э.
– Филигрань – техника работы с металлом в виде тонкой, закрученной проволоки и малых сфер, выкладываемых узорами, напоминающими кружево. Хотя Древние Египтяне так же использовали металлическую проволоку в изготовлении цепей и ожерелий, – «настоящая» филигрань развивалась в Междуречье и распространилась по всему миру.
– Чеканка – техника воспроизведения мотивов и образом на «мягком» металле путём ковки на его внутренней поверхности.
– Гравировка.
Ювелирные украшения изготавливались как для использования в быту так и для украшения изображений божеств, сбруи лошадей и других животных и т.п. Изделия служили символом статуса, в качестве даров людям и божествам, методов платежей, инструментами дипломатических отношений, клались в гробницы умерших для использования в загробной жизни.
Развитие астрономии и астрологии в Древней Ассирии оказало немаловажное влияние на ювелирное дело. Наблюдение и почитание небесных светил привело к ассоциациям определённых драгоценных камней с божествами отождествляемых с данными планетами и космическими телами, популизировав ношение/использование соответствующих минералов; традиция камней месяца рождения так же берёт своё начало в Древней Ассирии.
Учёные считают что обручальные кольца «зародились» в Древнем Междуречье; хотя изначально их символика была далеко не романтичной кольца носили только женщины, как знак принадлежности/собственности её мужа.
Ювелирные изделия производились из меди, серебра, золота и сплавов этих металлов. Наиболее используемыми камнями были агаты, сердолик, халцедоны, горный хрусталь, жемчуг, ракушки и перламутр (хотя, в силу своего органического происхождения, таковых находят весьма немного), а так же ляпис лазурь, который был в большом почёте и ценился дороже золота.
Стоит отметить что древние ассирийцы одними из первых начали создавать украшения из «дутого»/полого золота – за счёт этой техники объёмные изделия становились практичными и необременительными в ношении, но одновременно, более хрупкими и требовательными в уходе. Ювелирных дел мастера Древней Ассирии произвели своеобразную «революции» в своём деле, разработав «новые технологии» работы с металлами, усовершенствовав существующие, сделав украшения более доступными и практичными, а так же распространив эстетические и религиозные/метафизические влияния и верования на многочисленные народы, которые используются и передаются из поколения в поколение и в наше время, тысячи лет после «ухода» древне-ассирийской цивилизации с исторической сцены человечества. Стилистика и эстетика древне-ассирийских украшений прошли через несколько «перевоплощений» и сохраняют свою актуальность и привлекательность в наши дни.
Yaroslavna Lasytsya –
дизайнер Sirin Jewellery Atelier