Hartwell House
«Вы можете попытаться отменить монархию. Упразднить аристократию, Палату Лордов, титулы, фраки и цилиндры. Но даже тогда не удастся лишить англичан их инстинктивного почтения к высшему социальному сословию. Оно остается неизменным – даже если субъект пиетета давно отошел в мир иной. Хотите понять почему – посетите Hartwell House». Эта ироничная остроумная ремарка журналиста Майкла Дикона по поводу одной из характерных черт английского менталитета заинтриговала меня. Но еще больше – упомянутый Диконом Hartwell House.
Поездка в Hartwell House, что в Букингемшире, с лондонского вокзала Мерелибон заняла около часа. А виток истории перенес на несколько веков назад. Дом с 400-летней биографией с достоинством высился на зеленом холсте широко раскинувшегося парка, история земель которого насчитывает тысячелетие. Ощущение пульса времени изменилось. В Hartwell House меня не покидало ощущение, что прошлое и настоящее движутся параллельно. Что-то вроде двойной экспозиции в фотографии.
История владений Hartwell простирается к XI веку, времени правления короля Эдуарда Исповедника (Edward the Confessor). Первым владельцем был Уильям Певерелл, сын короля Уильяма Завоевателя. Об этом упоминается в архиважной для истории Британии книге Doomsday Book («Кни́га Су́дного дня»). Несмотря на грозное название, Doomsday Book представляет собой свод материалов всеобщей поземельной переписи, проведенной в Англии по приказу короля. И хотя Вильгельмом Завоевателем двигали довольно прозаические мотивы – учет и оплата налогов в свою казну – проделанная по его приказу детальная перепись населения, владений, хозяйств и владельцев стала беспрецедентным источником сведений об Англии XI века для историков и ученых.
Думаю, не стоит углубляться в длинный список аристократов и вельмож, владевших Hartwell House на протяжении веков. Назову только первых владельцев ныне существующего дома – семейство Hampden, а позднее – породнившийся с ними семейными узами старинный род Ли. Квартировали здесь и царственные особы: король Франции в экзиле Луи XVIII со своим двором в 1809-1814 гг. арендовал дом; позднее к нему присоединился брат граф д’Артуа (будущий король Карл X) и шведский король в изгнании Густав IV. Судя по тучной комплекции Луи, тот любил хорошо поесть и эту сторону жизни наладил основательно даже вдали от родины. В годы проживания Луи в Hartwell House на крыше дома обустроили небольшую ферму: в клетках разместили кроликов и домашнюю птицу, а в кадках выращивались овощи и травы к столу его величества. А вот супруга короля, герцогиня Мария-Жозефина Савойская жизнью в английском поместье тяготилась. Вдали от блистательных развлечений Версаля, она безумно скучала и искала утешение в рюмке. Прикладывалась королева к ней регулярно, впадала в депрессию, а тут еще эта лестница со странными резными фигурами, отбрасывающими при свете свечей зловещие тени…Собственно, ради этой лестницы я и стала рассказывать о Марие-Жозефине. Парадная лестница в Hartwell House – абсолютно уникальный образец якобинского стиля. Каждая балясина перил – искусно вырезанная скульптура. Кого там только нет: короли, рыцари, ангелы, святые, горгули, представители племени нечистой силы – всего около 400 фигур – целый народец, живущий в своем фантастическом мире. По приказу герцогини скульптуры срезали и бросили в подвал, где их и нашли во время недавней реставрации. Уцелевшие восстановили, а поеденные жучком и сыростью заменили вырезанными заново. Мастерство резчиков в сочетании с наивной простотой и юмором, свойственным фольклору, в этих скульптурах просто неотразимы; ансамбль персонажей художники дополнили фигурами Черчилля, Честертона и Маргарет Тэтчер.
Hartwell House и окружающий его садово-парковый ансамбль создавали многие выдающиеся английские архитекторы и дизайнеры, среди которых Джеймс Гиббс; пионер неоготики Генри Кин; мастер неоклассического дизайна Джеймс Уайт, последователь знаменитого ландшафтного архитектора Капабилити Брауна Ричард Вудс. Здание, возведенное в начале XVII cтолетия, на протяжении веков меняло свои черты, соединяя элементы якобинского, георгианского стилей с английским барокко; некоторые части перестраивались, дополнялись; обретали новый облик интерьеры. Самые впечатляющие залы – Morning Room, Drawing Room и Library декорированы в духе рококо с изящной элегантностью. Кстати, именно в «Библиотеке» в 1814 году Луи XVIII подписал документы о возвращении на престол Франции после изгнания. Один из владельцев дома, человек многих талантов – адвокат, филантроп, астроном, математик, нумизмат и организатор Королевского общества метеорологии доктор Джон Ли – в свою бытность превратил дом в своеобразный научный комплекс, где был и музей археологии, и обсерватория с телескопом на крыше. Но судьба не всегда была благосклонна к обитателям Hartwell House: в 1938 году его богатое содержимое было выставлено на аукцион, а поместье с домом приобрел миллионер Эрнст Кук – внук известного туристического магната викторианской эпохи Томаса Кука.
Благодаря скрупулезной реставрации 1987-92 гг., предпринятой последующим владельцем Hartwell House, компанией Historic House Hotels, здание и парк обрели былое величие. Правда, в новом амплуа – отеля. В 2008 году Hartwell House с парком был передан в дар National Trust – cамый щедрый подарок в истории почтенного траста. Компания Historic House Hotels продолжает вести отельный бизнес, а полученные средства идут на содержание комплекса.
Hartwell House дышит историей, но интерьеры его каким-то удивительным образом соединяют в себе торжественность дворца и уют загородного дома. Высокие потолки, живописные полотна художников минувших столетий на стенах, изысканный лепной декор и росписи, великолепно подобранные старинная мебель, посуда, ковры, шанделье кажутся экспонатами музея, но такого, в котором хочется поселиться – хотя бы на день. Самое невероятное, что это возможно! И не только для президента Билла Клинтона, императора и императрицы Японии, министров финансов G7 и многих других высоких гостей, останавливавшихся здесь. В отеле, историческое здание которого имеет статус культурного и архитектурного памятника I категории, есть 32 номера и сьюта, каждый – со своим оригинальным декором, цветовой гаммой и меблировкой; еще 12 номеров находятся в модернизированном здании бывшего каретного двора.
Интерьер спа отеля в стиле неоклассики в манере архитектора Джона Соуна впечатляет стройными пропорциями; большой бассейн, джакузи, сауна, парная и обширное «меню» спа-процедур восстанавливают подточенные ежедневным стрессом силы. А они нам сейчас позарез необходимы – за стенами Hartwell House ожидает еще одно сокровище – 94 акра пейзажного парка и садов. Павильоны, памятники, статуи героев классических мифов, обелиски, беседки rectory, каменный мостик – все эти дошедшие до наших дней неотъемлемые атрибуты английских парков XVIII столетия разбросаны по зеленой территории; стройная доминанта восьмиугольной церкви на пригорке – прекрасный образец неоготики, к сожалению, полуразрушенный; и, конечно же, уникальные старые деревья, задающие тон и акценты всей композиции – гигантский ливанский кедр, словно патриарх на троне, липовая алея длиною в милю… У центрального входа – конная статуя сына короля Георга II Фредерика, принца Уэльского в любую погоду встречающая и провожающая каждого гостя Hartwell House. Кажется, я поняла, о чем говорил коллега-журналист.
Hartwell House
Hotel, Restaurant and Spa
Oxford Road, nr Aylesbury, Buckinghamshire HP17 8NR
Tel: 01296 747444
www.hartwell-house.com