Эдвардианцы: век элегантности — выставка в King’s gallery
Гламурная и негламурная жузнь эдвардианцев
B Королевской галерее Букингемского дворца проходит выставка под названием «Эдвардианцы: век элегантности» (Edwardians: Age of Elegance). На ней представлено около 350 атрефактов, причем больше половины из них выставлены на обзор публики впервые. Галерея короля (King’s Gallery) меняет свое название в зависимости от того, какого пола персона в данный момент на престоле. Так, не далее как три года тому назад она звалась Галереей королевы. Это небольшая неоклассическая пристройка к дворцовому комплексу открыта для публики круглый год, в отличии от самого дворца, принимающего в свое лоно туристов только на два месяца в году: на август и сентябрь, когда королевская семья уезжает в Шотландию.

В галерее проходят небольшого масштаба тематические выставки, дающие монархии возможность показать публике часть необъятной королевской коллекции предметов искусства, ремесла и полиграфии. Чтобы представить себе масштабы этого собрания достаточно сказать, что главная коллекция европейской живописи Национальная картинная галерея насчитывает всего 2300 полотен старых мастеров, а в Королевской коллекции их свыше 7000. Все они разбросаны по разным резиденциям британской августейшей семьи. Масштабы Королевской коллекции позволяют устраивать выставки, как правило, связанные с королевской семьей, без необходимости заимствовать что-либо из других коллекций.
А какие это годы — Эдвардианская эпоха? Формально это время правления короля Эдуарда VII — от кончины королевы Виктории в 1901 году и до его смерти в 1910. Но британские историки причисляют к этой эпохе еще четыре года правления его сына Георга V до начала Первой мировой войны или «Великой войны», как ее называют в Англии. Стоит отметить, что Эдвардианская эпоха последняя в ряду эпох, определяемых названием династии или именем монарха в истории королевства. Хотя и были попытки объявить 70 лет правления Елизаветы II «Второй Елизаветинской эпохой», но не официально и несерьезно.

Однако, посетитель выставки с удивлением обнаружит, что под «эдвардианцами» на этой выставке подразумевают совсем не всех британцев, живших в те времена, а только короля Эдуарда VII, его супругу королеву Александру, их сына Георга V и королеву Мэри в бытность их принцами и принцессами и далее во время их пребывания на престоле. Эту четверку и ее окружение тогда называли «Кругом Мальборо-хауса» (Marlborough House Set) — имеется в виду резиденция принцев до восхождения на престол и переезда в Букингемский дворец. Ну, пожалуй, к гламурным эдвардиацам надо добавить часть аристократии и верхушку среднего класса.
С момента смерти принца-консорта Альберта в 1861 году королева Виктория до конца жизни пребывала в трауре, редко появлялась на публике. И ее сын с женой, а чуть позднее внук, с лихвой компенсировали ее отсутствие в общественной жизни страны. Рассказ выставки начинается в 1863 году, когда сын Виктории принц Альберт Эдвард женился на принцессе Александре Датской, старшей сестре будущей российской императрицы Марии Федоровны.

Принц и принцесса Уэльские (принц Уэльский — это всегда главный наследник на престол, крон-принц, – JM) устраивают костюмированные балы, приемы и пикники, путешествуют в дальние страны. Это золотой век чаепитий в саду и дискуссий на тему, что надо сначала наливать в чашку: молоко или чай.
Принц и принцесса начинают приобретать произведения искусства на свой вкус, а их главными консультантами в этом становятся чудесные художники-“олимпийцы” Фредерик Лейтон и Лоуренс Альма-Тадема. На стенах выставки можно найти также работы портретиста Джона Сингера Сарджента и прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса. Композитор Эдвард Элгар, который несколько лет тому назад украшал британскую двадцатифунтовую банкноту, слагает для них «Торжественные и церемониальные марши», драматург Оскар Уайльд дарит им подписанный томик собственных стихов. Благодаря принцессе-королеве Александре в Англию прибывают датские художники Лауриц Туксен и Нилс Ганс Кристиансен. Тесной родственной связи британского и российского престолов мы обязаны обилию в коллекции британской королевской семьи работ фирмы Фаберже. И по этой причине Фаберже позднее открыла в Лондоне свой единственный за пределами России филиал. Принцесса Александра с ее осиной талией становится законодательницей моды в стране — сегодня эту роль в определенной мере выполняет Кейт, принцесса Уэльская наших дней.

Все вышеупомянутое и представленное на выставке в Галерее короля прекрасно иллюстрирует то, что в названии выставки значится как «век элегантности». Но она по понятным причинам умалчивает, скажем, тот факт, что у будущего Эдуарда VII, принца Альберта Эдварда, или как его звали близкие «Бёрти», было множество любовниц, в том числе знаменитая актриса Сара Бернар и Дженни Черчилль, матушка Уинстона. Одна из его подружек даже получила титул «официальной королевской куртизанки». Это была Алиса Кеппел, прапрабабушка нынешней королевы Камиллы. Его, лавеласа, бонвивана и гурмана, в народе прозвали Dirty Berty — «грязный Бёрти». Но к моменту восхождения на престол в 1901 году, в те времена в преклонном возрасте 60 лет, он образумился и сексуальную полигамию приостановил.
А как в это время жили остальные «эдвардианцы», рядовые граждане страны? За пределами этой светской элегантной и полной излишеств жизни принцев и принцесс происходила интенсивная перестройка британского общества. Век викторианской стабильности остался позади, появилось предчувствие надвигающейся катастрофы. Если XIX век был веком Британии, то в начале XX экономически Америка оттеснила Британию на второе место, а Германия тоже уже наступала на пятки.

В 1905 году на улицах Лондона появились первые автомобили. В 1906 году на встрече в манчестерской гостинице автогонщик Чарльз Роллс и инженер Генри Ройс создают фирму «Роллс-Ройс». Через несколько лет, на заре авиации, Роллс погибает при испытании аэроплана новой конструкции. Гибель «Титаника», огромного, роскошного и «непотопляемого» круизного лайнера в 1912 году, резко подкосила энтузиазм в отношении технического прогресса.
В этот «век элегантности» происходила массовая еврейская иммиграция в Англию, люди сотнями тысяч бегут от кровавых погромов в Российской империи и селятся в лондонском Ист-Энде. Невероятной нищите жителей этого квартала в 1903 году посвятил книгу, она же журналистское исследование «Люди бездны», американец Джек Лондон.

Это также и время отчаянной борьбы феминисток за право голоса на выборах: суфражисток, которые действовали мирными методами, и суфражеток, которые, чтобы привлечь внимание к своему делу, проводили компанию терактов по всей стране, подрывали дома членов правительства, бросались со смертельным исходом под колеса королевского экипажа, сожгли чайный павильон в лондонском ботаническом саду Кью-Гарденс и отделение почты в Йоркшире. В марте 1914 года суфражетка Мэри Робинсон пришла в Национальную картинную галерею и мясницким ножом изрезала картину Веласкеса «Венера Рокби». Конец всем этим беспорядкам положило начало Первой мировой, и позднее в 1920-30 годы историки-феминистки попытались перенести акцент на мирные мероприятия тех лет, в попытке частично вычеркнуть акты террора из официальной летописи.
В правление Эдуарда VII в Лондоне формируется круг интеллектуалов «Группа Блумсбери» (Blumsbury Group), пацифистов и сексуальных экспериментаторов, оказавших большое влияние на духовную жизнь нации в первой половине XX века. В 1906 году к власти с огромным перевесом приходит Либеральная партия и начинает проводить политику радикальных реформ, создает систему национального страхования и закладывает фундамент государства всеобщего благосостояния. В 1901 году формируется Лейбористская партия, защищающая интересы трудящихся (labor в переводе на русский — «труд»), растет влияние профсоюзов, к концу Эдвардианской эпохи по стране проходит мощная волна забастовок и демонстраций трудящихся. Жалко Маркс не дожил до этих времен, иначе нам в советских институтах пришлось бы изучать пятый том «Капитала».

Вот еще любопытный момент: в начале XX века в Англии становится популярным спиритуализм, контакты с потусторонними силами. Один из активистов этого движения был никто иной, как писатель Артур Конан-Дойл. Расцветает вера в фей, в газетах то и дело появляются фотографии, где они, якобы изображены. И не случайно невероятной популярностью начинает пользоваться пьеса Джеймса Барри «Питер Пен» еще до появления ее в книжной форме. Там фея Динь-Динь (Tinker Bell) одна из главных действующих лиц.
А о жизни британской глубинки, господ и слуг, тех времен кое-что можно узнать просматривая первый сезон «Поместья Даунтон-Эбби» (или как название телесериала некорректно перевели на русский — «Аббатство Даунтон»). Однако этот телесериал следует рассматривать скорее как красивую сказку. Ну, хорошо, очень красивую.
Выставка Edwardians: Age of Elegance в The King’s Gallery продлится до 23 ноября 2025 года.
The Edwardians: Age of Elegance
Buckingham Palace,
London SW1A 1AA
* * *
Автор: Джерри Миллер
Июнь 2025