Вокруг светаПутешествия

Финансисты от Бога – тамплиеры в Париже

В часы досуга мне случается прогуляться по дорожкам сквера Тампля, разбитого перед фасадом мэрии 3-го парижского округа. Именно в этом мирном, утопающем в зелени уголке столицы некогда высилась грозная цитадель Тампля (Храма) – генеральный капитул ордена тамплиеров, обосновавшихся в Париже в конце XIII века.

О былом существовании рыцарей-воинов легендарного и влиятельного ордена в современном Париже напоминают лишь названия улиц: Тампль, Старого Храма (Vieille du Temple) и пересекающая их улица Белых Мантий (rue des Blancs Manteaux).

Проклятие тамплиеров

600 лет назад, в ненастное парижское утро 1314 года, начинается хорошо знакомая всем нам эпопея академика Мориса Дрюона «Проклятые короли».

На Еврейском островке близ оконечности Сите тогда свершилось «очистительное» сожжение верховного клира храмовников: Великого магистра ордена тамплиеров Жака де Моле вместе с досмотрщиками Гуго де Пейро и Жоффруа де Гонвилем.

«Папа Климент… король Филипп… Не пройдет и года, как я призову вас на суд Божий, и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..» – вскричал из пламени (согласно Дрюону) Жак де Моле. «Вскоре проклятие Великого магистра обрушилось на Францию. Судьба сражала королей, словно шахматные фигуры», – повествовали хронисты.

…Этим аутодафе закончилась история рыцарей-тамплиеров, финансистов от Бога, с которыми поквитался Филипп Четвертый Красивый – их венценосный должник.

Кто такие тамплиеры?

Невдалеке от дома, где я живу, находится улица Пайен, названная в честь Гуго де Пайена. Шевалье де Пайен входил в великолепную девятку первых рыцарей ордена Христа и Храма Соломона, основанного в Иерусалиме около 1118 года.

И двор моего дома со стародавних времен носит имя Бернара де Клерво – неистового рыцаря-монаха, перед которым трепетал папский престол. По просьбе этого паладина король Людовик VI воздвиг расположенную невдалеке церковь Сен-Жерве и Сен-Протэ, посвященную двум братьям, замученным при Нероне.

Про тамплиеров в электронной энциклопедии читаем: «Сначала «рыцари Храма» охраняли в Палестине паломников от нападений сарацин на пути в Иерусалим. В дальнейшем тамплиеры из Палестины перебрались в Европу и обосновались во многих европейских государствах. Занимались торговлей, ростовщичеством (sic!); с XIII в. были крупнейшими в Западной Европе банкирами. В 1307 году под давлением французского короля против тамплиеров начался инквизиционный процесс, а в 1312 году папа Клемент V упразднил орден».

…Как просто! Основали – разбогатели – запретили! Ну прямо «Ходорковский процесс» Средневековья! На самом деле все было гораздо сложнее.

Паладинам – блюстителям порядка – щедрый король Иерусалимский Болдуин пожаловал постройки, сохранившиеся после разрушения храма Соломона. В 1119 году в Иерусалиме крестоносцами (главным образом французского происхождения) был создан рыцарский орден храмовников (тамплиеров). Но уже спустя 10 лет после основания ордена рыцари Храма, как они отныне называли себя, занимались всем чем угодно, кроме охраны христиан. Бернар Клервоский усиленно изучал древние рукописи и свитки, прибегая к помощи раввинов и муфтиев. Одновременно рыцари вели странные раскопки под конюшнями храма Соломона, игравшими роль казарм. Что они там искали? И, главное, что нашли? Так или иначе, вскоре «нищий» орден уже владел несметными богатствами. Это позволило в 1191 году тамплиерам выкупить у английского короля и крестоносца Ричарда Львиное Сердце за огромную сумму остров Кипр.

Однако в 1221 году, после того как пала Акка, последний оплот христиан на Востоке, тамплиеры решили покинуть Святую землю и перебраться в Европу. Развернув «Босеан» – черно-белое полосатое знамя с крестом и девизом «Не нам, не нам, а имени Твоему», сошли на европейский берег овеянные славой паладины, дабы разъехаться по назначенным им странам. Главной резиденцией ордена был избран Париж.

Государство в государстве

Могучая цитадель Тампль была возведена к 1222 году на правом берегу Сены в квартале Марэ («болото»). Там разместилась сокровищница ордена, его кладовые-сейфы. Казна хранилась на нескольких ярусах подземелья под донжоном. Внутренний двор был выложен квадратными мраморными плитами – белыми и черными – подобно шахматной доске. Для чего? Расскажем чуть позже.

Tample_2Кредитная карта крестоносцев

Парижское командорство для ордена было чем-то вроде центрального банка. Мощные фортификации ордена играли ту же роль, что нынешние банковские сейфы. Семиметровая толща башен командорства была нужна, чтобы Честные Горожане (по имени которых названа одна из здешних улиц) спали спокойно на улице Плохих парней и на Большой бандитской. Ибо именно там располагался пресловутый Двор чудес – воровское подворье, где средь бела дня преступные шайки беззастенчиво чистили карманы, грабили и убивали. В безопасности были лишь владельцы мясных лавок, которым их сдавали в аренду «менеджеры» в белых плащах с красным крестом…

«Шахматная доска»

Со времен Филиппа-Августа парижское командорство хранило королевскую казну, другими словами – весь объем налоговых поступлений. Если король вводил экстраординарный налог, он поручал тамплиерам его взыскание.

Особо стоит отметить банковскую деятельность тамплиеров. Их счетоводы сравнялись в умении и сноровке с банкирами Ломбардии, превосходя их в добросовестности. Эти гении разработали систему финансовых операций, о которых стоит рассказать поподробней.

Все в целом напоминает нынешнюю систему трансакций с помощью кредитных карт. Парижские тамплиеры открывали клиенту своего рода текущий счет, на который клиент, отправляясь в путешествие, клал определенную сумму, чтобы не везти с собой реальные деньги. Взамен он получал платежный вексель, по которому мог получить деньги в кассах любого другого командорства.

Как чисто технически осуществлялась вся эта бухгалтерия? В крепостной стене Тампля существовали окошечки, через которые принимались и выдавались денежные вклады, залоги и платежи, даже ренты и пенсии, пожалованные королем. Каждый кассир вел свой собственный учет, что было делом непростым. Счетных машин тогда не было, поэтому пользовались клерки в рясах подобием шахматной доски, расчерченной на клетки, в которые записывались цифры. От этих клеток получили свое название наиболее крупные финансовые счета ордена: Шахматная доска Нормандии и Шахматная доска Англии.

Ну а каков навар тамплиерам от такого безналичного расчета? – спросите вы. Внешне вроде никакого. Ведь сделки под проценты церковь принципиально осуждала. Что ж, на каждый замок своя отмычка. И проценты взимались другим путем – с помощью фиктивного завышения изначального вклада. Кстати, вам ничего не напоминают эти «маленькие тамплиерские хитрости»?!

***

«Банкиры от Бога» пользовались всеобщим доверием, их могущество росло. И за всем этим с королевского острова Сите по соседству внимательно наблюдали французские монархи. Были то правители весьма серьезные: тут и Филипп II Август, и Людовик VIII по прозвищу Лев, и Людовик Святой… Все они видели воочию, как могущество ордена прибретает все больший вес в государственных структурах того времени, становясь государством в государстве.

Короли выжидали. Все изменилось, когда в 1285 году на французский престол взошел Филипп IV, прозванный Красивым. Впрочем, у него были и другие прозвища: Фальшивомонетчик и Железный. Всемерно укрепляя могущество Франции, этот король постоянно нуждался в деньгах – и здесь для него все средства были хороши. Он, например, чеканил золотые монеты легче примерно на 15 процентов от заявленного веса. И по иронии судьбы, мощные укрепления Тампля пригодились всего один раз, в 1306 году, когда в Париже вспыхнул мятеж жителей, возмущенных противоправной деятельностью коронованного фальшивомонетчика. Спасаясь от гнева подданных, король ринулся к крестоносцам – и те радушно спрятали у себя за неприступными стенами своего будущего палача.

В 1306 году Филипп изгоняет из Франции евреев, с непременной конфискацией имущества. Но и этого мало. Ну а тамплиеры-то богатенькие на что?!

Тамплиеров – хранителей королевской казны – было очень удобно обвинить в хищении государственных средств, дабы получить «легальный» способ завладеть их богатствами. А как же? Вор – он должен сидеть в тюрьме, и да не спасет его от суда праведного ни ряса, ни кольчуга! Тем более, что имели место и обвинения иного рода… Король дал ясно понять Папе Клименту V, своему ставленнику: пришла пора тамплиеров мочить. И в черную пятницу, 13 октября 1307 года, по всей Франции начались «чистки».

«Большие процессы» средневековья

Мое «родное» отделение банка «Сосьете Женераль» зовется «агентством Сен-Мерри» – в честь близлежащей «тамплиерской» церкви справа от Центра Помпиду. Готический фронтон церкви украшает странная уродливая фигура с козлиной бородой. Считается, что это «идол тамплиеров» Бафомет, которого якобы срисовал с себя собственноручно Жак де Моле.

На «больших процессах» 1307-1311 годов тамплиерам предъявили обвинения по 127 статьям: в их числе ересь, богохульство, святотатство, непотребные религиозные практики. В частности, статьи 30-33 относились к различным «позорным практикам», а именно: «поцелуям в области спины, низа спины, ягодиц, ануса, груди, живота или пениса во время церемоний приема в орден». Еще более страшным было обвинение в кощунстве. Тамплиеры, согласно свидетельствам, отрицали распятие Христа и ритуально плевали на крест – орудие позорной смерти.

Что же до серебра и золота тамплиеров, то найти его не удалось. Ни суд, ни инквизиция, ни палачи так и не смогли докопаться до правды.

Куда подевалось золото?

Позволю себе гипотезу. Тамплиеры, импортировавшие с Востока в Европу основы банковского дела, преподали одновременно и урок «отмывки». Для этого, конечно же, требовался великий комбинатор! И им был не кто иной, как… Великий магистр ордена Жак де Моле. Чувствуя, что над орденом сгущаются тучи, мессир предложил использовать… алхимический бум.

Ибо в XIV веке Европу сотрясала алхимическая золотая лихорадка, захватив королей, сюзеренов, князей церкви – вплоть до аптекарей и мелких лавочников. В городах существовали целые кварталы алхимиков. В погоне за мечтой огромные состояния швырялись на ветер, уходили дымом из тиглей.

Тут храмовники разными путями пустили по градам и весям Европы слух о том, что-де по заказу английского короля Эдуарда I некий алхимик изготовил… 25 тонн золота!

На самом деле, по всей видимости, в английскую королевскую казну поступило то самое утаенное золото ордена. Оно предназначалось для мести за гибель тамплиеров.

И когда в 1337 году между Англией и Францией разразилась Столетняя война, именно этим золотом, полученным, как считалось, стараниями алхимиков, оплачивались отряды лучников, снискавших Англии славу в сражениях при Креси и Пуатье.

Месть ордена французской короне удалась вполне. По окончании Столетней войны на французскую землю пришли голод, разруха, феодальные междоусобицы, мятежи. Провинции на десятилетия оказались ввергнуты в кровавую анархию.

Все это – на исчезнувшее золото тамплиеров – жертв коварства Железного короля.…

***

…Вот о чем размышляешь, бродя по дорожкам зеленого скверика перед мирной мэрией 3-го парижского округа. Здесь под птичий свист и щебет детворы на качелях, перебирая вновь и вновь подробности средневекового триллера, невольно задумываешься о том, на какой потрясающий сюжет порой способна богиня Истории – Госпожа Клио!

Leave a Reply