Эстамп Бэнкси “Кретины» сожгли и продают как NFT
История самоуничтожения картины Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» на аукционе Sotheby’s в Лондоне в 2018 году облетела все СМИ. И вот – новое уничтожение творения художника, правда, на этот раз – отнюдь не по сценарию знаменитого британского стрит-артиста.
Авторы нынешней акции – группа крипто-художников, объединившаяся с блокчейн-компанией Injective Protocol. Начали партнеры с того, что приобрели в нью-йоркской галерее Tagliatella эстамп сатирической работы Бэнкси «Кретины» («Morons (White)») за $95 тыс. (по сведениям The Art Newspaper принт был куплен на Christie’s за $33 тыс.).
Кульминация акции – процесс сожжения работы, который новые владельцы транслировали 4 марта на глазах у тысяч зрителей в прямом эфире на YouTube-канале BurntBanksy и в одноимённом Twitter-аккаунте. Теперь видеозапись получила статус произведения цифрового искусства и в статусе невзаимозаменяемого токена (non-fungible token, NFT) выставлена на продажу на онлайн-платформе Rarible. Аукцион продлится до 9 марта. Покупатель, которому достанется лот, получит уникальный код, идентифицирующий произведение искусства.
Кстати, на создание сатирической работы «Кретины» (Morons (White) самого Бэнкси сподвиг аукцион 1987 года, на котором «Подсолнухи» Ван Гога были проданы за рекордные тогда $31,4 млн. В «Кретинах» художник остроумно высмеивает коллекционеров, приобретающих произведения за непомерные суммы: на его рисунке покупатели в зале аукционного дома активно торгуются за лист бумаги в роскошной раме на котором красуется надпись: «Не могу поверить, что вы, кретины, на самом деле покупаете эту фигню».
Организаторы акции сожжения эстампа Бэнкси высокопарно именуют ее «первым в истории крупным случаем превращения физического произведения искусства в цифровое», а процесс горения – выражением самого искусства, который вдохновит других художников и энтузиастов.
На опубликованном видео «крипто-энтузиаст»-поджигатель, перед тем как поднести пламя к бумаге, озвучивает причины их решения уничтожить работу в огне: ведь если оставить две копии работы Бэнкси – цифровую и физическую – ценность будет выше у физической. А их задача, конечно же, увеличить стоимость NFT-версии «Кретинов».
Что касается галереи Taglialatella Gallery, в которой был приобретен эстамп Бэнкси, то ее директор Брайан Свортс хотя и подтвердил факт покупки, но заявил при этом, что ни ему, ни его подчиненным не было известно о планах компании Injective Protocol. Сам Свортс, по его признанию, не поддерживает уничтожения редких и значимых предметов искусства, однако считает, что современному миру стоит признать: NFT как средство современного искусства дает художникам возможность воплощать самые смелые творческие эксперименты при помощи многочисленных ресурсов цифрового искусства.
Как бы то ни было, в деле продвижения популярности NFT-активов цифрового искусства инцидент с сожжением принта «Бэнкси» наверняка привлечет внимание публики. К концу минувшего года рынок NFT вышел на новый рубеж, превратившись в самостоятельную отрасль – только в декабре 2020 года было зарегистрировано около 9 миллионов сделок по продаже токенов, тогда как общая стоимость цифровых произведений искусства, проданных на сегодняшний день, составила $200 млн. Даже один из самых дорогих современных британских художников Дэмиен Херст подключился к гонке, объявив на днях, что работы из его новой серии эстампов под названием «Добродетели» можно будет приобрести за криптовалюту – биткоины или эфириумы.