Энтропия жизни Джастина Бейтмана
«Джоконда» Леонардо да Винчи, «Девушка с жемчужной серьгой» Яна Вермеера, «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Давид» Микеланджело…Чтобы увидеть эти произведения в музеях, люди путешествуют за тысячи километров. Британский художник Джастин Бейтман (Justin Bateman) воспроизводит шедевры классиков в природных ландшафтах – на берегу моря, в лесу, в горах. Ему не нужны краски, мрамор или бронза – вместо традиционных арт-материалов художник использует фрагменты природы – гальку, камешки, минералы – выкладывая из них мозаичные копии известных классических произведений или собственные творческие композиции. Бейтман называет свои произведения лэнд-артом.
Уникальность его искусства в том, что, как и наша жизнь, оно временно. «Я изучаю лэнд-арт в течение многих лет, вдохновляясь такими художниками, как Энди Голдсуорси, и духовными практиками тибетских монахов», – рассказывает художник. «Монахи тратят множество часов на создание песчаных мандал, а после завершения сносят построенное. Непостоянство – важная черта моей работы; как долго должно существовать произведение искусства, чтобы оно имело ценность? Отказ от материалов «высокого искусства», таких как бронза и масляные краски (материалы «богов Возрождения»), и возвращение к простоте, более похожей на наших пещерных предков. Можно сказать, мои пиксели – это камешки… »
Камешки нужных размеров и цветов Бейтман собирает сам – поиски и сортировка занимают много часов, ведь для некоторых произведений нужны сотни или тысячи камней. А на создание каждого произведения уходит от одного дня до недель – в зависимости от размера и сложности задуманной композиции. Некоторые создаются непосредственно в природном ландшафте, другие – в студии. Размер произведений варьируется от одного квадратного метра до десяти.
Свои первые работы британский художник создал Портсмуте, на пляже, в рамках семинара по искусству для своих студентов – в то время 43-летний Бейтман работал преподавателем в Fareham College. Вскоре художник уехал на Бали, в Индонезию, где продолжил улучшать свой творческий метод. Художник вспоминает, как работал долгие часы, часто по ночам, используя ночник; Airbnb, где он жил, находился у реки, и ее шум и пение лягушек служили природным аккомпанементом.
Большинство произведений Джастина Бейтмана поражают подробной проработанностью деталей, требующей длительного и кропотливого труда. Что чувствует художник, когда после дней и недель работы, уничтожает свой труд? «Сначала было сложно разрушить работу, на создание которой ты потратил столько времени, – признается Бейтман. – Но для меня важен аспект временности работы, связанной с конкретным местом. Я могу делать постоянные произведения, но большая часть моих работ не предназначена для этого. Они преходящи, как и времена года. И я предпочитаю, чтобы природная среда оставалась в своем естественном состоянии – поэтому, покидая место работы, убираю все признаки своего присутствия в нем, разбрасываю камни, из которых была собрана мозаика…Теперь это стало моей второй натурой. Было бы странно сохранять свои работы – ведь я работаю в лесах, на пляжах и даже на автостоянках!
В Бангкоке я однажды использовал заброшенную железнодорожную ветку, где осталось много камней. Я полностью погружаюсь в процесс, наслаждаясь каждой его стадией: поиск камешков, замысел произведения, определение места для него, создание самой мозаики, фотосъемка, взаимодействие с моими зрителями, их реакция на мою работу».
«В мире неуемного аппетита к большему, я предпочитаю использовать меньше; запись моей работы – это всего лишь цифровой отпечаток, поскольку я не оставляю физических следов своего присутствия в окружающей среде. Моя работа исследует темы человека, места и времени, порядка и хаоса… «Энтропию жизни», – говорит художник.
Бейтман признает, что его творчество может быть одиноким занятием, требующим абсолютной сосредоточенности для завершения замысла. «Иногда это похоже на медитацию, иногда может вызвать стресс! Все зависит от того, насколько хорошо ведут себя камни» – смеется художник.
https://www.justin-bateman.com/
По материалам: Landminds, Boredpanda, Guardian, Instagram