Авто

Дженсон Баттон: Победителей не судят

Дженсон Баттон

Дженсон Баттон относится к той редкой категории людей, которые не представляют своего существования без ощутимой доли экстрима. Именно они, крепко сидя на адреналиновой игле, все еще способны удивить нас своими связанными с опасностью для жизни достижениями. И неважно, что именно они делают – восходят на Эверест или несутся вперед на ревущем болиде, мы всегда будем относиться к ним с каким-то особенным уважением. Особенно к счастливчикам, сумевшим подняться на самый гребень волны.

Подходит к концу сезон 2009 года, и имя Баттона, набравшего наибольшее количество очков по результатам всех предыдущих гонок, не сходит с уст любителей автогоночного спорта. Впрочем, сам он уверен, что победами обязан не только своему мастерству и везению.

«Я очень жалею, что на подиуме сейчас не вся команда, а только я один. Сегодня мы все доказали, что можем создать такой автомобиль, который в честной борьбе оставит позади всех наших соперников. Осознавать это воистину прекрасно».

Успех болида команды Brawn GP, за которую выступает Баттон, во многом обусловлен установленным на него двойным диффузором, который послужил камнем преткновения еще в начале сезона, когда Ferrari, Renault и Red Bull подали официальный протест против Brawn GP, Williams и Toyota. По их утверждению, использование двойного диффузора не соответствует регламенту соревнований. Рассмотрев поданное ходатайство, стюарды FIA пришли к выводу, что спорная конструкция полностью соответствует всем требованиям, но истцы не успокоились и обратились в апелляционный суд. Несмотря на это, двойные диффузоры в конечном итоге были признаны легальными, а между спорщиками пробежала большая черная кошка. Сам Баттон больше озабочен другими вопросами – на первом месте в списке его приоритетов, конечно, титул чемпиона планеты. Осуществится ли мечта, покажет время, но шансы у Дженсона, несомненно, велики.

Начало трудного пути

За руль карта Дженсон Баттон впервые сел еще восьмилетним ребенком и, к всеобщему удивлению, занял первое место, хотя стартовал в последнем ряду. На протяжении последующих пяти лет он одержал еще несколько блестящих побед и в 1993 году стал победителем открытого чемпионата Великобритании по картингу.

«Я никогда не забуду те годы, которые я провел, занимаясь картингом. Ведь из всех разновидностей гонок это самая лучшая! Только здесь вы сможете научиться чему-то в гоночных видах спорта. Самое важное, чему научился я, – управлять машиной мягко. Ведь когда я только начинал, мой тогдашний тренер Дэйв Спенс называл меня куском вяленого мяса, которому дали в руки автомобильный руль. Но я работал над собой так усердно, как только мог, и это принесло отличные результаты!»

Да, Дженсон проявил настоящие чудеса усердия: в 1996 году он стал чемпионом Италии, а в 1997-м – победителем европейской серии «Карт Супер А». Перейдя с карта на гоночные автомобили, он тут же добился чемпионства в британской «Формуле Форд».

«Первое время я испытывал довольно странные ощущения: непривычно было управлять автомобилем, который не хочет останавливаться. Когда вы давите на педаль тормоза в карте, то моментально останавливаетесь, но на «Формуле Форд» все происходит несколько иначе, потому что машина почти не реагирует на тормоза. Приходится манипулировать с коробкой передач. Кроме того, мне трудно было привыкнуть к такому стилю вождения, где почти нет никаких правил! Несмотря на это, я никогда не забуду то время, потому что мне довелось бороться за первенство с такими именитыми спортсменами, как Маркус Амброуз и Дэн Уэлдон».

В 1999 году Баттон принял участие в британском чемпионате «Формулы-3», после чего получил приглашение от команды «Формулы-1» Williams. Выступая в ее составе уже с марта 2000 года, Дженсон стал самым молодым британским пилотом в истории «Формулы-1». Руководителей команды подкупила скорее работоспособность молодого британца, нежели показанные им результаты. Кроме того, Баттон, показав неплохую скорость, ни разу не вылетел с трассы.

«Сказать без преувеличения, это был фантастический год! Никогда еще я не успевал научиться столь многому, и никогда еще у меня не было столько перспектив. Оглядываясь назад, я вынужден признать, что мне следовало бы обращать больше внимания на технические стороны дела. Автомобиль был настолько легок в управлении, что я «объезжал» все существующие тогда проблемы и ни на что не жаловался, а значит, у меня не было стимула работать над техническими вопросами. Но так было только до первой поломки на трассе».

Несмотря на хорошие показатели Баттона в 2000 году, команда Williams в следующем сезоне взяла на его место новичка Хуана-Пабло Монтойю. Дженсон же перешел в Benetton. Многие довольно жестко критиковали его за не слишком удачные выступления в 2001 году, утверждая, что он не может сосредоточиться на цели, но на трассах британцу не повезло еще из-за недостаточно хорошо подготовленного болида.

«Да, первое время автомобиль оставлял желать лучшего, и я понял, что проблема не решается одной только скоростью. Нужно четко понять для себя, в чем именно источник трудностей, и понять, как с этими трудностями бороться. Мне повезло, что в составе команды был такой опытный человек, как Giancarlo Fisichella, – я многому научился у него».

Сезон 2002 года был более удачным – команда Benetton превратилась в заводскую команду Renault, а Дженсон, максимально сосредоточившись на победе, закончил чемпионат седьмым. Впрочем, два года в Benetton-Renault принесли Баттону немало разочарований, и болельщики сомневались, что увидят его на чемпионате 2003 года. Но спортсмену повезло – его взял под свое крыло руководитель команды BAR Дэвид Ричардс. Не прошло и года, как Баттон во многом обошел своего партнера Жака Вильнева, а после его увольнения стал первым номером в BAR.

«Такого дружелюбия и расположения к себе, как в команде BAR, я еще не встречал. Можно сказать, меня приняли с распростертыми объятиями, хотя Жак Вильнев отнесся ко мне не слишком приветливо. Оно и понятно – ведь именно он создал команду и был в ней с самого начала. После нескольких неприятных ситуаций во время гонок мы серьезно поговорили с ним и «разрядили атмосферу».

Сезон 2004 года оказался самым удачным в карьере Дженсона: 10 подиумов в сезоне, поул в Имоле и итоговое третье место по итогам чемпионата.

Но не обошлось и без громкого скандала, когда Баттон заявил, что в 2005 году будет выступать от команды Williams, хотя подписал контракт на 5 лет с BAR. Решение суда помешало его планам – он дал обязательство провести весь 2005 год в команде BAR, после чего мог уже вернуться в Williams. Спустя некоторое время история повторилась, но с точностью до наоборот – имея годовой контракт с Williams, Баттон подписал пятилетний контракт с BAR и был вынужден заплатить около 30 миллионов долларов отступных.

В конце 2005 года команда BAR была перекуплена и получила название Honda. Новым напарником Баттона стал опытный гонщик Рубенс Баррикелло. И если 2006 год еще можно было назвать для гонщика удовлетворительным, то чемпионаты 2007 и 2008 годов стали для Дженсона настоящей катастрофой. Конструкторы Honda так и не смогли решить многих технических задач, но, несмотря на это, Баттон продлил контракт с командой еще на 3 года, надеясь на лучшее. 5 декабря 2008 года концерн Honda объявил о закрытии программы в «Формуле-1».

Выкупивший команду Росс Браун предложил Дженсону место призового пилота, вместе с тем сократив в 2 раза зарплату. Англичанин согласился без колебаний.

«Я работал с Россом в прошлом году – он настоящий боец, он умеет заставить команду действовать сообща, он построил новые отношения внутри коллектива, и роль босса ему очень подходит. Всех нас ждет серьезный вызов, особенно Росса, но он добился больших спортивных успехов в разных командах, пришло время возглавить собственную».

Команда получила название Brawn GP и в этом сезоне показала себя с наилучшей стороны, но техники не расслабляются – в стане нынешнего лидера Кубка конструкторов «Брауна» уже кипит работа над машиной, которую команда будет использовать в следующем чемпионате мира. На конфликт руководства FIA с представителями команд они не обращают внимания – сейчас полным-полно других забот, связанных с конструкцией нового болида. А Дженсон показывает себя не только за рулем – недавно он принял участие в соревнованиях по триатлону, чем еще раз несказанно порадовал своих восторженных поклонников.

текст: Алексей КРИВЕНКО

Leave a Reply