ИскусствоЛондон

«Дива и звёзды»: Звезда сезона Даниэль де Низe и «Звезда» Ольги Полицци

Когда хочется почувствовать легкость бытия, и фривольность лета, что может быть лучше, чем вечер с «Весёлой вдовой» и Даниэль де Низe. Arts+ и New Style сделали традицией предлагать эксклюзивную программу для группы меломанов, выбирая самую интересную постановку оперного сезона в Глайндборн. В этом году никак нельзя было пропустить постановку, где действие разворачивается в Париже в его легендарном ночном клубе «У Максима». В центре сюжета главная интрига — борьба за капитал вдовы.

«Дива и звёзды»: Звезда сезона Даниэль де Низe и «Звезда» Ольги Полицци

Наша программа с кодовым названием «Дива и звёзды» включала в себя посещение The Star — уникальной гостиницы XV века в сердце Восточного Сассекса, принадлежащей знаменитому дизайнеру Ольге Полицци, с обедом в садах и знакомством с роскошной коллекцией владелицы, и походом «в оперу», где в главной роли блистала сама хозяйка оперного фестиваля, «Бейонсе оперы» Даниэль де Низe.

Именно Дани выступает в самой веселой постановке фестиваля в этом году в роли Ганны в «Весёлой вдове» Франца Легара. В этой идеальной для себя роли Даниэль де Низe дебютировала в Сиднейском оперном театре в 2017 году, и в Глайндборн ее необыкновенное умение держаться на сцене помогло представить эту роль в опьяняющей смеси юности, хрупкости и похоти. 

Плюс история с капиталом и нежеланием вдовы приехать на родину мужа носит еще и дополнительный сатирический оттенок. А на фоне вечно увлекательных новостей с погоней за богатыми дамами, напремер, как в истории с маркетплейсом Wildberry, сюжет оперетты «Весёлая вдова» резонирует всеми красками и выглядит еще более актуально.

С буквально детским восторгом мы окунулись в легковесные омуты зажигательных мелодий и парижского кафешантана, который дарит в этом юбилейном сезоне Глайндборн. Известный своими пикниками в бальных платьях в великолепных садах, в этом году оперный фестиваль — ключевое событие светского сезона, отмечает свое 90-летие. И, конечно же, программа, представленная гостям и патронам, подобрана с блеском. 

Уже в самом названии «оперетта» включены легкость и беззаботная праздничность, в сравнении с ее «старшей сестрой» — оперой. Магнитом служит очарование самой эпохи действия — Belle Epoche, и музыка погружает в давно ушедшую от нас музыкальную эпоху. Оперетта вошла в репертуар оперных театров после Второй мировой войны, когда «Весёлая вдова» Легара перекочевала на лучшую оперную сцену «Метрополитен-опера», где партию Ганны исполнила великая Элизабет Шварцкопф, а дирижировал сам Герберт фон Караян. После этого их примеру последовали и остальные театры, включая ее в свой репертуар наравне с операми.  

Название оперетты «Веселая вдова» родилось случайно. В театре «Ан дер Вин» был обычай давать льготные билеты вдовам чиновников. Разумеется, вдовы широко пользовались своим преимуществом. Директор театра Вальнер, разбираясь с делами, обронил как-то: «Ах, эти надоедливые вдовы!» «А у нас будет веселая вдова», — подхватил находившийся в его кабинете Легар. По-немецки эти слова различаются одной буквой: lästig — тягостный, обременительный и lustig — веселый. Так обременительная вдова стала веселой и «Весёлой». Премьера была дана в Вене впервые на сцене Theater an der Wien в самый канун Нового года — 30 декабря 1905 года.  

Лавры наиболее значимого образца нововенской школы начала XX века «Весёлая вдова» Франца Легара в 1905 году перехватила у «Летучей мыши» (1874) Иоганна Штрауса-младшего. Успех оперетты «Весёлая вдова» уже с самого начала был огромный!

Об авторах «Весёлой вдовы»

Авторство оригинального немецкого либретто оперетты «Веселая вдова» («Die lustige Witwe»), созданной по мотивам французской комедии Анри Мельяка «Атташе посольства», принадлежит дуэту: Виктору Леону и Лео Штейну. А ее первоисточником явилась комедия Анри Мельяка «L’Attaché d’ambassade», которую он написал в самом звездном в истории опер творческом дуэте с Людовиком Галеви.

Их встреча принадлежит театральному фольклору, а наиболее известные работы — либретто к опере Жоржа Бизе «Кармен» и водевиль «Новогодний вечер», который увлек Иоганна Штрауса-сына, и тот написал оперетту «Летучая мышь». По мотивам их комедии «Атташе посольства» («L’attaché d’ambassade», 1862) Франц Легар написал оперетту «Весёлая вдова» (1905).  

Несмотря на тот факт, что премьера пьесы-первоисточника состоялась в Париже в Théâtre du Vaudeville еще во время Второй Империи, в начале 60-х годов XIX века,  для публики, пришедшей на венскую премьеру сорок лет спустя зимой 1905 года, сюжетная коллизия нового опуса Легара воспринималась абсолютно современной, так как сюжету действие разворачиваться в том же 1905 году. И, главное, музыка для венской публики была абсолютно современной: там правил его величество Венский Вальс! Ве́нцы как будто бы смотрели пьесу про самих себя.

«Веселая вдова» вызвала огромное повальное увлечение a la «корсеты в стиле Чарльза Ворта и шляпы веселой вдовы», которую носила Элси в пьесе. Широкополая черная шляпа, покрытая шифоном и украшенная перьями, впоследствии стала предметом гардероба модниц по всей Европе. Женщины Нью-Йорка даже черпали вдохновение в корсетах и ​​платьях из пьесы, когда дело касалось их стиля.

Музыка

«Весёлая вдова» по праву считается вершиной творчества Легара. Оперетта пронизана ритмом вальса — грациозного, чарующего и увлекательного. Оркестр Легара, легкий и воздушный, отличается нежностью красок.

Виртуозная легкость комедийной интриги, типы действующих лиц, весь ее облик бытовой салонной комедии из великосветской жизни роднят музыку «Весёлой вдовы» с двумя шедеврами Парижской Второй Империи: «Парижской жизнью» Оффенбаха и «Летучей мышью» Штрауса. Но трактовка любви в «Веселой вдове» серьезна, и лирика поистине безгранична. 

Можете себе представить такое: когда первоначально директора́ венского театра Карчаг и Вальнер поручили написать музыку композитору Рихарду Хойбергеру, они остались недовольны результатом и передали контракт Легару. Музыка Легара им не понравилась ещё больше. Они даже предложили Легару пять тысяч крон, если тот откажется от контракта, но артисты театра поддержали молодого композитора. И Легар, слава богу, не отказался.
В своих воспоминаниях Легар писал: «Прослушав только первые такты моей музыки, директора́ театра Карчаг и Вальнер заткнули уши и закричали: «Это ужасно! Это не музыка! Это признак банкротства! Эти музыкальные новшества у нас успеха иметь не могут! Где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят увидеть и услышать наши зрители в каждой оперетте?» Я сидел, как на угольях. «Наверно, они правы, — думал я. — Они старые практики, а я неопытный дилетант».

Авторы Виктор Леон и Лео Штейн изменили имена действующих лиц и страну. По либретто, богатый старик приезжает из вымышленной страны Понтеведро, за которой читалось настоящее название — Монтенегро (Черногория). В этом состояла политическая сатира авторов. Дело в том, что Черногория была страной-должником (почти, как сегодня Греция) и больше всего ее долгов приходилось на Австрию. 

Фабула комедии проста — богатый джентльмен приезжает из Германии в Париж, и женится на юной красотке, но от избытка наслаждений умирает, успев завещать весь свой капитал жене. Посольство Германии не хочет отдавать капитал, а «веселая вдова» не хочет ехать в Германию. Атташе посольства разрабатывает план, при котором капитал останется в стране. Надо просто уговорить вдову… выйти за него замуж. Оставив главную интригу — борьбу за капитал вдовы.

Каждый из главных героев-мужчин оперетты молниеносно принимает решение развестись с женой и жениться на миллионерше, и на вдову со всех сторон сыплются предложения. Но Ганна предупреждает: по завещанию ее покойного супруга она владеет своими миллионами лишь до замужества. Если же она вторично выйдет замуж, то лишается своего состояния. Обескураженные претенденты бегут к своим женам просить прощенья и получают его с условием, что и жены, в случае провинности, будут прощены.

В действе «Весёлой вдовы» царят галантные кавалеры во фраках с бутоньерками, дамы в роскошных бальных нарядах начала прошлого века, с явным знанием дела безоглядно погрузившиеся в атмосферу блистательной парижской роскоши, ничегонеделанья и всеобщего флирта как образа жизни, возведенного в ранг общественного абсолюта. И при этом все были не на шутку заняты решением одной «чрезвычайно важной» государственной проблемы. Ни при каких обстоятельствах нельзя было допустить, чтобы весьма привлекательная богатая вдова Ганна Главари, подданная вымышленного государства Понтеведро и наследница огромного состояния в двадцать миллионов, прибывшая в Париж и ожидаемая на приеме в посольстве своей страны, нашла бы здесь французского жениха. Деньги вдовы должны остаться в ее стране, ибо казна государства разорена, а само оно находится на пороге финансового краха.

«Дива и звёзды»: Звезда сезона Даниэль де Низe и «Звезда» Ольги Полицци

Женихом Ганны Главари непременно должен стать подданный Понтеведро, и, по мнению посла, барона Мирко Зеты, лучшей и единственной кандидатуры для этого, чем их соотечественник граф Данило Данилович, ветреный главный секретарь посольства и волокита за юбками, просто не существует. Красавец он хоть куда, и к тому же, среди здешнего «понтеведрийского» общества — единственный холостяк. Но вот беда: этот праздный гуляка опаздывает на прием, «задерживаясь» со своими ненаглядными гризетками в «Максиме».

Встретившись же с Ганной, Данило узнает свою давнюю любовь: он по-прежнему любит, но признаться в этом не может ни себе, ни ей. Ухаживать, чтобы отбить французских кавалеров — это пожалуйста, но жениться — никогда!

Танец, на который графа Данило Даниловича приглашает Ганна и от которого ему отвертеться не удается, подобную его решительность начинает всё же понемногу сокрушать. На робко зарождающемся с обеих сторон чувстве заканчивается первый, самый продолжительный акт спектакля. Второй и третий акты этой постановки идут без перерыва: события второго разворачиваются на роскошной вилле Ганны Главари, теперь она устраивает ответный прием; события третьего — в «Максиме». 

Один из главных эпизодов — в финале второго акта, когда отзывчивой вдове выпадает случай спасти супружескую честь Валансьен, легкомысленной молодой жены посла: Ганна объявляет о своей помолвке с графом Камиллом де Россильоном, французским атташе посольства, весьма настойчиво приударяющим за баронессой. Становится совершенно очевидно, что свою старую любовь граф Данило не на шутку ревнует к этому молодому французу. За прошедшие годы любовь к Данило в сердце Ганны также не угасла, и теперь у нее уже не остается никаких сомнений в том, что и она по-прежнему любима.

Кульминация в последнем акте всегда приводит в восторг публику. Он проходит в знаменитом парижском ресторане «Максим», где собирается весь цвет «понтеведрийского» общества. Там Данило узнает от Ганны, что ее помолвка с Россильоном состоялась лишь ради сохранения репутации другой дамы. Но даже восхищенный таким благородством, открыть свои чувства Ганне Данило не спешит. Всё решает последняя «чисто опереточная» хитрость «веселой вдовы» — ее заявление о том, что свое огромное наследство она потеряет, если повторно выйдет замуж.

После этих слов интереса к Ганне Главари не теряет один лишь тайно влюбленный в нее Данило — и предложение стать его женой богатая вдова, «не отходя от кассы», тут же принимает. Вот и Happy End!

The Star

Программа перед оперой в Глайндборн началась в артизанской гостинице The Star/«Звезда» — новой гостинице Ольги Полицци. The Star добавился в коллекцию знаменитого дизайнера недавно, следуя отелю «Брезансон», который прославлен на весь мир тем, что принимал глав государств Большой двадцатки во время Ковида. Изысканный обед в садах, отведенных для личного пользования семьи Ольги, тосканская кухня, арт-коллекция, расположившаяся по всему дому — в коридорах гостиницы, в барах и ресторанах, в каминных залах, не оставили равнодушными ни одного из участников поездки. 

Даниэль де Низе — богиня Глайндборна

Даниэль де Низe сейчас является главной звездой британской оперы. Великую оперную диву, которая сделала выдающуюся карьеру, называют «Бейонсе оперы». Этим летом Даниэль де Низе взяла на себя роль Ганны в «Веселой вдове», но и осталась у руля на все 13 недель в качестве хозяйки Глайндборна рядом с главнокомандующим — своим мужем Гасом Кристи. 

Даниэль де Низe — дива до кончиков ногтей, королева международной оперной сцены, женщина с безграничной энергией! Костюмы Дани пресса обсуждает подобно выходам звезд кино на красную дорожку. Даниэль де Низe, также и первая леди, самая влиятельная женщина в центре мега предприятия Глайндборн. Вместе с мужем Гасом Кристи и детьми она живет в историческом доме на территории фестивального действа, который, кстати, и был первым «театром» в 1934 году. Здесь же она репетирует в органном зале, где мы также побывали.

Еще в раннем детстве Даниэль де Низe выделялась среди сверстников: «Никто не мог петь так, как я». А момент прорыва в ее карьере наступил в Глайндборн еще в 2005 году, когда она исполнила роль Клеопатры в постановке Дэвида Маквикара «Юлий Цезарь». Это был ее «прорыв» в Англии, но за плечами Даниэль уже была десятилетняя карьера: она зарекомендовала себя в 1995 году в Опере Лос-Анджелеса и дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 19 лет.

«Дива и звёзды»: Звезда сезона Даниэль де Низe и «Звезда» Ольги Полицци

Даниэль в роли Ганны Главари в «Веселой вдове» стала огромным успехом в этом  оперном фестивальном сезоне, и некоторые заядлые меломаны вспоминали, что ее успех превзошел премьерный успех 1907 года. Тогда «Веселая вдова» впервые была представлена Лондонской публике, и все были, оказывается, без ума и совсем «потеряли голову» из-за Лили Элси. То шоу стало сенсацией: было проведено 778 выступлений в Лондоне в течение первых лет.  

Бабушка и дедушка Гаса Джон Кристи и сопрано Одри Милдмей были соучредителями Глайндборнского фестиваля, вдохновленные строительством замечательного оперного театра на территории своего потрясающего загородного дома. Зрительный зал на 300 мест стал продолжением их дома, и каждый год они приглашали на выступления музыкантов и оперных звезд со всего мира.

И, как в случае с Джоном и Одри, именно любовь (и опера) привела Даниэль и Гаса к рулю фестиваля. Гас впервые заметил Даниэль де Низe во время ее дебюта на стадионе «Нью-Йорк Мет». Два года спустя они впервые поцеловались, а еще через два года поженились. И теперь эта пара уже декаду сама является одним из магнитов и факторов волшебства, за которым уже в течение 90 лет сюда приезжает публика со всего мира. Точно так же, как и мы!

 

Автор: Mariana Haseldine
ARTS+ консалтинг и образовательный проект