Лондон

Claridge's

«После смерти мне не хотелось бы оказаться на небесах. Я предпочел бы «Клариджес», – как-то пoшутил знаменитый американский актер Спенсер Трейси. Неизвестно, сбылась ли мечта в 1967 году оскароносца и нашел ли его дух приют в одном из роскошных апартаментов отеля, а вот в том, что слава и популярность «Клариджес» с годами, как хорошее винтажное вино, только набирает силу, сомневаться не приходится.

История отеля, в минувшем году отпраздновавшего свой двухсотлетний юбилей, началась в доме № 51 по Brook Street в лондонском Мейфэре, где французский шеф-повар Жак Мивар открыл в 1812 году скромный пансион по имени «Мивартс отель». Жак упрочил свой бизнес под покровительством принца-регента, в 1820 году унаследовавшего трон и имя короля Георга IV. В отеле для принца всегда были забронированы несколько апартаментов, так что он мог проникнуть туда незамеченным в любое время суток и предаться радостям жизни.

В 1854 году Миварт продал бизнес Уильяму и Марианне Клариджес, у которых уже имелось несколько домов по соседству, на Davies Street. У отеля не только расширились площади, но и появилось новое имя – «Claridge’s», и поныне красующееся на фронтоне. Трудно представить себе два более противоположных характера, чем были у новых владельцев: Марианна – холодная надменная красавица (ее портрет висит в фойе отеля), Уильям – весь раболепные поклоны, услужливость и подобострастие. Впрочем, склонять голову было перед кем. После свадьбы королевы Виктории и принца Альберта (1840 г.) в Лондон потянулись с официальными визитами монархи со всего мира, многие из них останавливались в «Клариджес». А после визита в 1860 году императрицы Франции Евгении, облюбовавшей номер в «Клариджес» и пригласившей в гости королеву Викторию с супругом, репутация отеля утвердилась на августейшем уровне. К 1880-му за «Клариджес» закрепилось неофициальное название «флигель Букингемского дворца».

В 1894 году преуспевающий отель приобрел Ричард Д’Ойли Карте – театральный импресарио и владелец отеля и ресторана «Savoy» на Стренд. Ловкий предприниматель Карте понимал, что одной репутации недостаточно – «Клариджес» необходимо было привести в соответствие с новыми требованиями комфорта и удобств. Что и было сделано, и в 1898 году преображенный отель с лифтами и ванными комнатами в каждом номере открыл свои двери для высокой публики (руководил «операцией» архитектор CW Stephens, один из соавторов проекта универмага «Хэрродс»).

Однако главные архитектурно-дизайнерские перемены, поставившие отель на карту зданий-символов Лондона, наступили в конце 1920-х. Ведущие британские дизайнеры Базил Ионидес и Освальд Милне в 1929 году привнесли в «Клариджес» стремительные ритмы и геометрию «эпохи джаза». Был снесен старый центральный вход с громоздким подъездом для карет; дизайн нового поражал контрастом прямых линий и обилием зеркал со «ступеньками» – характерной деталью ар-деко, многократно повторяющейся в архитектуре, мебели и отделке отеля. И как главная нота в аккорде лобби – знаменитые мраморные полы в черно-белую шашечку! Эти же дизайнеры ответственны и за новый облик ресторана, бара «The Fumoir» с великолепным стеклом работы Рене Лалика, а также за появившуюся в 1930-е гг. восточную пристройку отеля, контрастирующую и гармонирующую с основным зданием.

Впрочем, поздневикторианский декор не исчез из отеля бесследно – он сохранился в лепнине стен и потолков, в ряде залов и апартаментов, в двух парадных лестницах (отдельно – для леди и джентльменов), в изгибах просторных коридоров, где с легкостью разминутся дамы в пышных кринолинах. Этот симбиоз двух стилей и эклектичность придают «Клариджес» особый ностальгический шарм.

В последующие годы отель пережил несколько модернизаций и реконструкций. В 1996 году здесь трудился дизайнер Тьерри Деспонт (рестораны «The Foyer», «The Reading Room», бар «The Fumoir», ресторан Гордона Рамзи), в 1999 году – знаменитый дизайнер Дэвид Коллинс, трансформировавший прежний буфет-ресторан «Causerie» в «Claridge’s Bar». Образ отеля – символа ар-деко, заданный Ионидесом и Милне, обрел современную интерпретацию. Чего только стоит люстра «Медуза» стоимостью 1 млн. фунтов итальянского дизайнера Дейла Чихули – ежедневно все 800 ее деталей, змеящихся под куполом «Reading Room», тщательно протирают от пыли.

Последняя по времени модернизация части номеров отеля завершилась в минувшем году. Ее автор – дизайнер Питер Линлей, сын принцессы Маргарет, племянник ныне здравствующей королевы, придал новый облик 25 апартаментам люкс (25 Linley Suites).

Еще один известный дизайнер – на этот раз моды – внес свою лепту в преображение «Клариджес». Американка Диана фон Фурстенберг, частый гость отеля начиная с 1970-х, получила заказ на редизайн ряда номеров. Яркие фирменные ткани Дианы со смелым рисунком и сочными расцветками вносят новый задорный дух в эклектический облик отеля. Завершают убранство номеров уникальный антиквариат и коллекция фотографий, сделанных дизайнером во время путешествий по миру. Кстати, оформленные фон Фурстенберг апартаменты пользуются особой любовью русских гостей отеля.

И все же главная изюминка «Клариджес» – два пентхауса, с широких террас которых открываются великолепные виды на Лондон. The Davies Рenthouse – ностальгическая ода викторианским временам: мрамор, сводчатые потолки, кровати с балдахинами; The Brook – классический ар-деко: чистота стиля и удобства по последнему слову пятизвездочных технологий. 203 номера отеля оцениваются по впечатляющей шкале, стартующей от £450 и достигающей отметки £8280 за ночь.

Тропа, проложенная в «Клариджес» королевой Викторией в XIX веке, не зарастает: в былые годы штормы революций и войн прибивали сюда королей Португалии, Испании, Греции, Норвегии, Голландии. 17 июля 1945 года по настоянию Черчилля апартаменты № 212 были объявлены на один день территорией Югославии. Это было необходимо, чтобы появившийся здесь на свет коронный принц Александр был рожден на родной земле (под кровать роженицы был предусмотрительно помещен мешочек с горстью югославской земли).

Безукоризненный сервис и легкий романтический флер «самого английского» из лондонских отелей привлекают сюда глав государств, политических деятелей, звезд кино и театра, легендарных певцов и музыкантов. Гостями «Клариджес» были Элизабет Тейлор и Ричард Бартон, Черчилль, Чарли Чаплин, Анна Павлова, Гарри Грант, Одри Хепберн, Альфред Хичкок, Грейс Келли, Бинг Кросби, Мик Джаггер, Боно, Мадонна и многие другие. Королева Елизавета II и принц Филипп праздновали здесь рубиновую свадьбу, а Джоан Коллинз – брак с Перси Гибсоном. Во время Олимпиады-2012 в «Клариджес» квартировали главы сразу 7 государств, так что когда в отеле раздался звонок и попросили соединить с президентом, оператор на коммутаторе с чисто английской невозмутимостью лишь поинтересовался: «А с каким именно?»

Claridge’s
Brook Street, Mayfair, London W1K 4HR
www.claridges.co.uk


View Larger Map

Leave a Reply