Brexit: протокольный скандал в Стормонте
После окончательного подсчета голосов майских выборов в Северной Ирландии победу одержала националистическая партия Шинн Фейн. С небольшим отрывом в результатах партия демократических юнионистов (DUP) заняло второе место. На этом фоне сильно обострилась ситуация между Северной Ирландией и Соединенным Королевством.
Обе партии недовольны условиями протокола, который образовался после Brexit, — соглашением между Европейским Союзом и Великобританией о проверке некоторых товаров (мясо и яйца) на границе ЕС и Британией. Единственная сухопутная граница Британии и ЕС — это граница между Северной Ирландией и Ирландией. Нерешенный вопрос с протоколом ставит перед Борисом Джонсоном сложную задачу, которую сложно решить дипломатическим путем.
Серверные Ирландцы устали от условий этого протокола. Борис Джонсон сделал запрос в ЕС, чтобы в протокол были внесены следующие изменения:
- Упростить бюрократические процедуры между Великобританией и Северной Ирландией;
- Изменить требования для товаров так, чтобы продукция соответствовала только британским стандартам без необходимости соблюдения законодательства ЕС;
- Исключить участия Европейской комиссии и Европейского суда в проверках соблюдения условий протокола.
Европейский Союз эти требования отклонил, в свою очередь предложив внести коррективы в существующий протокол:
- на 80% сократить проверку товаров, поставляемых в Северную Ирландию и в два раза — бумажную работу;
- сократить запрашиваемую информацию о поставщиках;
- разрешить торговлю медикаментами между Великобританией и Северной Ирландией;
- ослабить правила, установленные для мясных товаров, разрешить переправлять мясо через Ирландское море.
Великобритания ранее уже получила предупреждение о санкциях из-за невыполнения условий протокола, и считает, что новые условия станут еще жестче.
Министр иностранных день Лиз Трусс сообщает, что у страны нет другого выбора как предпринимать какие-то действия самостоятельно. «Если ЕС не покажет необходимую гибкость, чтобы помочь решить эти проблемы, то у нас, как у ответственного правительства, не будет иного выбора кроме действий».
Вице-президент Европейской комиссии Марош Шефкович воспринял подобное заявление как шантаж, что является недопустимым методом решения вопросов для ЕС. Он считает это последствием жесткого выхода из ЕС, которое выбрало правительство Великобритании. И сейчас время для честного решения этих проблем, о серьезности которых молчит Борис Джонсон.
Нынешний кризис можно назвать шагом к торговой войне между ЕС и Соединенным Королевством. Премьер-министр рискует потерять Северную Ирландию, так как несоблюдение протокола является нарушение Белфастского соглашения (Good Friday Agreement), подписанного в 1998 между Республикой Ирландии (ЕС) и Великобритании.
Бывший королевский адвокат Джонатан Джонс считает, что введение законов ради отмены протокола могут стать серьезной проблемой. «Это похоже на то, что происходило два года назад, когда правительство предлагало нарушить международное право, — комментирует Джонс. — Мы понимаем, что ЕС разозлятся, если это произойдет, и понятно почему. Одностороннее решение серьезно повредит отношениям с ЕС. А мы все еще от них зависим».
На дипломатические переговоры с парламентом может уйти много времени. В Палате Лордов с этим сильно не согласны, как и с чрезвычайно дорогим разрывом торговых отношений.
Марош Шевкович озабочен ситуацией, которая зашла в тупик, и считает выход Великобритании из международного договора невозможным.
По материалам: Independent, BBC, Independent