Аукцион русского искусства Christie’s. Вживую!
Наконец-то аукцион вживую! Традиционные летние торги русского искусства аукционный дом Christie’s проведет 7 июня в своем лондонском отделении на King’s Street. Все как в добрые доковидные времена: аукционист, покупатели в зале (хотя и в ограниченном числе). Возвращение в живой формат будет отмечено исключительной подборкой редких произведений из частных коллекций, ранее никогда не появлявшихся на арт-рынке. Причем, впечатляющего хронологического охвата – с XVIII по XXI век.
Взять хотя бы один из главных топ-лотов – «Портрет Павла I» кисти Дмитрия Левицкого(1735—1822). Недавно обнаруженный шедевр, происходивший из венской частной коллекции, стал сенсацией на выставке в Русском музее в Санкт-Петербурге в 2010 году. Работы этого выдающегося живописца, блестящего мастера парадного и камерного портрета, академика и руководителя портретного класса в Академии художеств – большая редкость на арт-рынке. Левицкому позировали известнейшие люди российского государства – включая императрицу Екатерину II и двор цесаревича Павла.
У представленного на нынешние торги «Портрета Павла I» интригующая история. Согласно каталогу уже упомянутой выставки в Русском музее, работа происходит из фамильного собрания Голицыных. Этот холст (еще не атрибутированный) долгие годы украшал стены римской квартиры княгини Ирэн Голицыной – знаменитого модельера, чьи наряды носили Одри Хэпберн, Джеки Кеннеди и другие иконы стиля XX века. А к ней портрет попал из собрания родственника Голициных – полковника Андрея Квитки [-Основьяненко].
Квитка был не только успешным боевым кавалерийским офицером, но и живо интересовался искусством: закончил Академию Жюлиана в Париже, стал способным живописцем и беллетристом, обладал обширной коллекцией живописи и фарфора (из которой даже одалживал экспонаты Сергею Дягилеву для Таврической выставки русского портрета в 1905 году).
После смерти Андрея Квитки княгиня Ирэн и ее мать княгиня Нина Голицына унаследовали часть имущества с его роскошной виллы – включая и портрет Павла I. В 1972 году Ирэн со своим мужем Сильвио Медичи де Менезеш поселилась на виа По в Риме: их квартиру украшала изысканная коллекция предметов искусства и антиквариата. По воспоминаниям друзей семьи, портрет Павла I оставался в собственности княгини до конца 1980-х годов.
Не менее примечательна история «Портрета Александра I» (£150 000 – 250 000) художника Джорджа Доу (1781–1829).
На обороте холста сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что он принадлежал прославленному испанскому дипломату и коллекционеру Дону Хуану Мигелю Паэс де ла Кадена. Очередной виток карьеры привел ла Кадена в Санкт-Петербург, где он возглавил дипломатическую миссию. При российском дворе испанец прослужил несколько лет; водил дружбу с Пушкиным. Так что, скорее всего именно он послужил прототипом «посла испанского» для VIII главы «Евгения Онегина», в которой Татьяна Ларина «с послом испанским говорит». Известно, что перед отъездом на родину в 1834 году Хуан Мигель Паэс де ла Кадена подарил Эрмитажу свою коллекцию испанского искусства XVII века; эти предметы до сих пор хранятся в музее.
Коллекция изделий фирмы Фаберже, принадлежавшая Александре Анастасии Гамильтон, герцогине Аберкорнской, дальнему потомку Александра Сергеевича Пушкина – безусловный фаворит раздела декоративно-прикладного искусства. Начало этого первоклассного собрания было положено великим князем Михаилом Михайловичем и его супругой Софией Меренберг, графиней де Торби.
Самые яркие лоты – редкая пара золотых подсвечников, украшенная эмалью гильоше и горным хрусталем; золотая брошь в виде лепестка цветка с эмалью и капелькой-бриллиантом; забавная фигурка слоника с башенкой из обсидиана, украшенная золотом, драгоценными камнями и эмалью. Автор самой первой книги о Фаберже Генри Бейнбридж писал: «Графиня де Торби, супруга великого князя Михаила Михайловича, […] собирала слоников Фаберже; это самое важное, что я могу сказать о ней, ибо такой выбор подразумевает тонкое, неиспорченное, живое чувство юмора. Навеки связанные, он – из России, она – из Люксембурга, эти двое оказались идеальной парой и заняли совершенно особое положение в эдвардианском обществе. Они воплощали все самое лучшее, что только есть в английской жизни, но со смягчающей ноткой космополитизма».
Это лишь несколько историй экспонатов будущего аукциона. Среди 239 представленных лотов – картины и работы на бумаге выдающихся русских художников, произведения декоративно-прикладного искусства, творения фирмы Фаберже, драгоценные изделия с императорским провенансом, фарфор, серебро.
Особого внимания заслуживают холст Роберта Фалька «Троице-Сергиева лавра» (£700 000 – 900 000); картина Константина Коровина «На террасе» (£400 000 – 600 000); работа Валентина Серова «Запорожские казаки в степи» (£300 000 – 500 000); холст Константина Горбатова «Невидимый град Китеж» (£350 000 – 550 000); «Натюрморт с розами, анемонами и хризантемами в китайской вазе» Сергея Чехонина (£250 000 – 350 000).
В раздела современного искусства эксперты аукциона выделяют подборку картин из известного собрания фонда Мирей и Джеймса Леви. Истинные знатоки, супруги Леви охотились прежде всего за вещами, созвучными их собственным ощущениям. Академическая периодизация их мало волновала: чета интересовались любыми «первооткрывателями, опережающими свое время, создателями нового стиля – главное, чтобы их работы доставляли эстетическое удовольствие».
«Для нас самое интересное – свидетельства времени в творчестве», – так охарактеризовали супруги принципы своего коллекционирования. Среди «пионеров стиля и времени» – Ханса Арпа, Генри Мура, Энди Уорхола – в собрании Леви нашли свое место и работы нонконформистов Гриши Брускина, Эрика Булатова и Дмитрия Пригова, представленные на нынешних торгах.
Интерактивное превью аукциона русского искусства Christie’s можно посмотреть здесь:
Russian Art
7 June 10:30 AM BST
8 King Street, St. James’s
London SW1Y 6QT
Автор: Вика Нова