Лондон

Apsley House

 

 

 

Этот импозантный дом в северной части площади Гайд-парк-корнер в XIX веке был известен в Лондоне как Номер Один – ведь именно он первым встречал путешественников, въезжающих в столицу через ворота Найтсбридж. В те годы Эпсли-хаус (Apsley House) стоял в длинном ряду впечатляющих зданий по улице Пиккадилли, и хотя впоследствии в связи с работами по расширению Park Lane часть домов была снесена, за Эпсли-Хаус сохранился официальный адрес 149 Piccadilly, W1J 7NT.

Впрочем, славу этому дому принесло не расположение в престижном районе столицы, а его знаменитый владелец – Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон. Да-да, тот самый Веллингтон, выигравший битву при Ватерлоо (1815), участник наполеоновских войн, английский полководец и государственный деятель, фельдмаршал, премьер-министр Великобритании и национальный герой.

Своим именем здание обязано его первому владельцу – лорду Эпсли (впоследствии – лорду-канцлеру Хенри Бетхерсту). Эпсли заказал проект своего городского дома одному из самых востребованных шотландских архитекторов того времени – Роберту Адаму. Роберт, происходивший из династии палладианцев Адамов, был ярким представителем британского классицизма XVIII века. Он разработал собственный стиль, получивший название «Адамов стиль» – легкую непринужденную версию раннего классицизма, основанную на творческой переработке произведений гения архитектуры Палладио. Изящно и свободно соединяя в своих зданиях классические элементы, которые до него никто не дерзнул совместить, Адам привнес в зодчество новые веяния. Знакомые архитектурные приемы – то же термальное окно, серлиано и т. д. – обрели в его композициях иное звучание. Благодаря Адаму рабское подражание творениям Палладио, которым грешило поколение британских зодчих во главе с У. Кентом и
Р. Бойлем, отошло в прошлое.

Особенно удавались Роберту элегантные, по изысканности мало уступающие рококо воздушные полихромные интерьеры, дизайном и оформлением которых он занимался с братом Джеймсом, также архитектором. Адамы лично декорировали стены, подбирали мебель, ковры, предметы обстановки. Кстати, Адамов стиль пользовался успехом в Европе: один из последователей архитектора, шотландец Чарльз Камерон, был приглашен ко двору императрицы Екатерины Второй и был в большом фаворе в России.

Однако вернемся к Эпсли-хаус, строительство которого было завершено в 1778 году. Уже в 1807 году у здания появился новый владелец – его приобрел Ричард Уэлсли, старший брат сэра Артура Уэлсли. Спустя десять лет, не в силах справиться с финансовыми проблемами, Ричард продал дом своему младшему брату, к тому времени уже получившему за боевые заслуги титул 1-го герцога Веллингтона.

Чтобы придать дому облик, соответствующий новому почетному званию владельца, был приглашен архитектор Бенджамин Уайатт (Benjamin Dean Wyatt). В 1819 году началась первая фаза работ – к зданию было пристроено трехэтажное северное крыло, а в 1828 году, когда Веллингтон занял пост премьер-министра, в восточной части дома были построены галерея Ватерлоо и парадная лестница. У здания появился импозантный портик с колонами в коринфском стиле, а красные кирпичные стены обложили батским известняком. Размах работ по преображению дома в духе гранд в несколько раз превысил самые смелые эстимейты архитектора, к тому же пришлось устранять некоторые структурные дефекты. В итоге вместо запланированных £23 000 работы обошлись в £61 000.

В преображенном Уайаттом доме немного осталось от интерьеров в Адамовом стиле: уцелели гостиная, лестница и еще несколько помещений – зато Эпсли-хаус приобрел блеск и импозантность, достойную высокого статуса владельца.

В галерее Ватерлоо, названной, конечно, в честь победы Веллингтона над французами, разместилась часть обширной коллекции искусства герцога.

Более двухсот живописных полотен составляют славу этого одного из лучших лондонских частных собраний европейской живописи XVI-XIX веков. Здесь представлены работы Веласкеса, Гойи, Мурильо, Риберы, Рубенса, ван Дейка, Корреджо, Романо, Лорена, Остаде, Брейгеля-старшего и многих других известных мастеров. Мраморная статуя обнаженного Наполеона работы Антонио Кановы «Наполеон в образе Марса-миротворца», ранее экспонируемая в Лувре, в 1816 году была приобретена правительством для Веллингтона и заняла свое почетное место на Адамовой лестнице Эпсли-хаус.

Почти три тысячи произведений, украшающих интерьеры Эпсли-хаус, были подарены Веллингтону в знак его заслуг по освобождению Европы от Наполеона. Среди многочисленных даров европейских правителей есть и пара огромных канделябров из сибирского порфира и малахитовые столы, преподнесенные русским царем Николаем I.

В 1947 году Джеральд Уэлсли, 7-й герцог Веллингтонский, передал Эпсли-хаус в дар нации в качестве музея, при этом специальным актом за семьей были закреплены права на проживание в северной части здания. В документе указано, что права эти сохраняются до тех пор, пока жив хотя бы один из потомков рода Веллингтонов. Главная семейная резиденция герцогов – Stratfield Saye House – находится недалеко от Бэйсингстока в Хэмпшире.

Ныне Эпсли-хаус, являющийся также Wellington Museum, находится в ведении English Heritage и открыт для публики. Напротив дома на площади – знаменитая Арка Веллингтона и конный памятник герцогу. Каждый год 18 июня в стенах галереи Ватерлоо происходит грандиозный банкет – в память о судьбоносной битве и ее доблестном победителе –
1-м герцоге Веллингтоне.

Apsley House
149 Piccadilly, Hyde Park Corner,
London W1J 7NT
Т: +(44) 20 7499 5676


View Larger Map

Leave a Reply