Стиль жизни

О жизни среди людей, или Железная занавеска

image0011
Борис Иогансон, «Рабфак идет (Вузовцы)», 1928

Мальчик по имени Маугли оказался среди волков. Он вырос добрым и хорошим, но волчонком. Он научился говорить и стал человеком, только когда попал к людям. Но это только в сказке. В жизни дети, которых вырастили животные, никогда не превращаются в человека – они лают и ходят на четвереньках. Странно, но факт: собака может вырасти собакой в будке или в квартире хозяина, а человек может превратиться в человека только в среде себе подобных.

Понимание того, что «Я» не существует, а существует только «Я и другие люди» пришло ко мне не сразу. Но это понимание изменило мою жизнь. Сознание того, что меня определяет мое отношение к собратьям, и, соответственно, отношение собратьев ко мне ставит все на свои места. Например, больной когда-то вопрос о смысле жизни: можно ли подниматься на Эверест или медитировать сколько душе угодно под пальмой – это все о себе, о том самом «Я», которого и не существует без «другие люди». Хотите – не хотите, принимайте или не принимайте, но вас без любимых нет. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». Как-то так.

Kuzma-Petrov-Vodkin,-Kupanie-Krasnogo-Konya,-1912.jpeg
Кузьма Петров-Водкин, «Купание красного коня», 1912

Культура – это коллективный продукт нации, который тоже реализуется через взаимодействие с другими культурами. Поэтому, когда мне говорят, что у России свой путь, я отношусь к этому скептически. «Свой» путь если когда-то и был возможен, то только не сейчас в эпоху глобализации. Тем не менее Россия продолжает существовать как бы в отрыве от всего остального мира, духовно и культурно. Вот, например, в Дубае 16 марта открылась первая грандиозная выставка «Фото Дубай». Там представлены все великие державы и даже не очень. Там НЕ представлена Россия. Кому от этого лучше? Современным русским фотографам, оторванным от мирового процесса: рынков, покупателей и прочего? Самой нации, которая прячется от мира? Раньше хоть был Железный Занавес – слово, в общем, благородное. А теперь какая-то занавеска как в коммуналке: то ли есть, то ли нет, все точно слышно, но вроде как не видно. Де сами по себе! Кого обманываем? Самореализация российской культуры и нации, как и самореализация одного человека, невозможна без взаимодействия с ценностями иных стран, как бы они ни отличались от наших, русских.

Одна моя знакомая в ответ на мои доводы презрительно скривила губы «Любить русское искусство сейчас так же неприлично, как не клево было в девяностых носить советскую обувь»… Остроумно, но в отличие от неудобной обуви российское искусство, живопись, театр, литература достигли невероятных духовных и профессиональных высот, пренебрегать которыми нельзя русским людям. Подобное пренебрежение приведет к необратимым последствиям для коллективного психического России, частью которого являетесь вы, ваши отцы и праотцы, ваши дети и их дети. Не отмахивайтесь от своих ценностей. Мы, может быть, и уехали жить в Лондон и дети наши ходят в английские школы, но все мы связаны одной невидимой цепью не только между собой, но и с прошлым и будущим России. С теми, кто ушел, и с теми, кто только придет. Нарушение этой вертикальной связи будет иметь катастрофические последствия для всех, включая нас самих, от которых никто не спрячется – за коммунальной занавесочкой. Помните, «Я» не существует. Существует «Я и все русские».

Leave a Reply