Реставратор Джулиан Баумгартнер и его видео
Гипнотические видеоролики Джулиана Баумгартнера о художественных реставрациях на YouTube стали вирусными. Глава Baumgartner Fine Art Restoration в Чикаго документирует свою кропотливую работу с помощью видеороликов, которые одинаково нравятся любителям искусства и ASMR — Autonomous sensory meridian response. Количество подписчиков его канала недавно превысило 1,5 миллиона.
Мягкое царапание, мазки растворителя, методичное протирание окрашенной поверхности дюйм за дюймом: видеоролики о художественной реставрации — это золотая жила ASMR.
Джулиан Баумгартнер изучал тонкости ремесла у своего отца с 2000 года до его смерти в 2011 году. Четыре года спустя Баумгартнер решил снять видео о реставрации, несмотря на то, что у него не было опыта съемок. «Это метод работы реставраторов в целом: если вам нужен новый навык и вы учитесь сами», — сказал Баумгартнер.
Видео Джулиана различны по времени — от коротких клипов до тех, которые тянутся более часа. Тем не менее, эти временные рамки точно намного меньше действительно затраченного времени. Дольше всего он работал над произведением около девяти месяцев, методично и очень медленно, продвигаясь по кирпичику, шаг за шагом к финишной черте. Это была картина, которая требовала переноса краски на пленку.
Джулиан считает, что каждый этап реставрации можно назвать как самым приятным, как и самым утомительным. Есть два аспекта, которые невероятно полезны. Одним из них является процесс очистки. Он мог бы стать первым человеком за более чем 200 лет, который увидел картину так, как ее видел художник. Это своего рода маленький волшебный момент, когда реставратор видит произведение таким, каким оно было задумано изначально. Пусть на короткое время, но это очень личное и особенное.
«Другим полезным аспектом является процесс ретуши. Вот где все повреждения обращаются вспять, и части начинает собираться воедино. Слезу на лице ретушируют, и натурщик снова становится человеком. Или дыра в пейзаже исчезает, и вы видите лес, а не деревья».
Наибольшую гордость у реставратора вызывают сложные полотна, которые выдернули его за пределы зоны комфорта. Лучшие работы — это те, которые заставили исследовать новые материалы и находить новые решения и приемы.
Почему же зрители так очарованы видео, которые снимает Джулиан Баумгартнер? Реставратор много лет задумывался над этим вопросом, и пришел к выводу, что все сводится к паре факторов. По своей сути, мир искусства находится на расстоянии вытянутой руки для большинства людей, а вот мир сохранения произведений искусства практически неизвестен. То, что он вообще существует, является для большинства людей новостью. Так что эти видео — что-то новое, куда можно погрузиться и открыть для себя неизведанное.
В его видео есть аспект полезности: в нем нет антагониста. Есть определенный уровень легкого юмора и банальные, безобидные шутки, которые находят отклик у зрителей. Последние пару лет были экзистенциально трудными, и погрузиться в получасовое видео, которое не заставляет вас чувствовать себя плохо — которое на мгновение захватывает все ваши интеллектуальные и эмоциональные способности и вознаграждает вас за это — приносит удовлетворение.
Картины в начале работы в плохом состоянии, но вы знаете, что к концу их ждет великое преображение. Сохранение — это не волшебство. На самом деле это просто преданный своему делу мастер, работающий своими руками, используя различные материалы и методы с терпением и заботой. Если мастер в своей студии со скальпелем и несколькими кистями может спасти волшебное произведение искусства, то зрители дома — с любыми инструментами, которые у них есть, могут добиться положительных изменений в своей жизни.
По материалам: News.artnet