Осень. Прощание студента
Эту историю сначала рассказал мне мой папа. О том, как Капица уговаривал Кустодиева написать его портрет. Кустодиев отмахивался – де, пишу только знаменитостей. И тогда Капица пообещал Кустодиеву, что станет знаменитым. И получит Нобелевскую премию. И стал. И получил. Много лет спустя я прочла эту историю в воспоминаниях дочери художника, тогда она произвела менее яркое впечатление, но всё же. Цитирую дословно. Капицу, тогда ещё студента, впервые привёл к ним в дом осенью 1921 года друг семьи Пётр Сидоров, приехавший из Самары и некоторое время живший в квартире Кустодиева. «П.Л. Капица бывал неоднократно на наших вечерах, участвовал в шарадах, шалил, веселился, показывал фокусы – «глотал» ножи и вилки» («Борис Кустодиев. Письма, заметки, интервью…») Понимая, что судьба свела его с большим художником, Капица с приятелем и коллегой Николаем Семёновым полушутя предложили Кустодиеву написать их портрет: «Вот Вы пишете портреты уже знаменитых людей. А почему бы Вам не написать портрет будущих знаменитостей? Борис Михайлович так же в шутку поинтересовался, не собираются ли молодые люди стать Нобелевскими лауреатами, на что мгновенно получил безапелляционный положительный ответ. После этого Кустодиев в знак согласия поднял руки вверх и пообещал написать двойной портрет будущих лауреатов премии Нобеля» (А. Кудря, «Кустодиев»). Так в 1921 году появился знаменитый парный портрет Капицы и Семёнова, за который, по преданию, молодые люди расплатились двумя пудами муки и петухом, заработанными у крестьянина за постройку турбины для мельницы.
Так завязалась дружба двух великих людей. Каждый год, приезжая в отпуск домой из Англии, Капица всегда заходил к Кустодиеву, неизменно привозил и присылал художнику дефицитные в Петрограде масляные краски. Вероятно, в один из таких приездов художник и передал учёному картину «Осень. Прощание студента», которая находилась в доме Капицы в Англии, а затем в Москве практически до конца ХХ века, то есть до смерти Петра Капицы в 1984.
Капица её очень любил, и без неё не обходилась практически ни одна выставка Кустодиева. В чём секрет такой любви? Ну, типичное кустодиевское полотно, провинциальный городок, церковь с колокольней, булочная с вывеской калачиком, главная, но по-прежнему немощёная улица, Волга блестит вдалеке… На заднем плане на пристани пароход, готовый к отплытию… на переднем – в извозчичьей коляске – молодой парень, студент, полуобернувшись, машет группе провожающих рукой на прощанье…
В отличие от розовато-сиреневых, золотистых тонов расставания Кустодиева, расставания студентов нашего времени были окрашены в совершенно другие цвета – мышино пепельное Шереметьево девяностых, тяжёлые тёмные пальто и плащи, поношенные пыжиковые и кроличьи шапки, грязный, заплёванный асфальт, нервная дёрганая толпа провожающих… Среди провожающих состарившиеся ученики и соратники Капицы, доведённые, как мой отец, до абсолютной нищеты, учёные с мировыми именами, художники, музыканты, учителя, врачи, работяги… все одинаково больше не нужные своей стране…
Но осень вокруг по-прежнему золотая, те же багряные клёны, те же золотые ясени, что и сто лет назад. И у меня, и у всех отъезжающих студентов такое же приподнятое настроение, та же надежда, правда, не озвученная ещё – стать знаменитыми, получить Нобелевскую премию. Остальное вы знаете, так как не сомневаюсь, помните те девяностые. А если не помните, то и слава Богу…
Что же касается «Осени. Прощания студента», то картина как никогда актуальна и сейчас. Надеюсь, что, может быть, у отъезжающих сегодня получится вернуться пусть не в кустодиевскую сказку, так хотя бы в свою родную страну. Главное, чтобы ещё хотелось!
* * *
Аукцион Русского Искусства MacDougall’s
27 ноября 2019, 10:30
Asia House Asia House, 63 New Cavendish St., London W1G 7LP
* * *
Предаукционные выставки:
В Лондоне: 23 – 26 ноября
Asia House, 63 New Cavendish St., London W1G 7LP
В Москве: 7 – 8 ноября 2019
Дом Зубовых, ул. А. Солженицына, 9, стр. 1