Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

КиноКнигиКультура

Дракула против Франкенштейна

dsc_0180-2Страх в литературе и кино всегда востребован. Психика человека меняется не так быстро, как технологии, поэтому, несмотря на развитие спецэффектов, основной успех фильму приносят именно психологические приемы нагнетания страха. Литература, невзирая на эволюцию образов и характеров, более консервативна. Поэтому Эдгар По всегда будет вызывать мурашки, а новые версии фильмов часто уступают своим предшественникам – Хичкок так и останется вечно пугающим. Жанр хоррора развивается, постоянно появляются новые монстры, но есть два персонажа, которые заслуженно называются бессмертными.

Монстр, возникший сам по себе: исчадье Ада

Роман ирландского писателя Брэма Стокера «Граф Дракула»  критики в свое время разнесли в пух и прах, читатели проигнорировали. Умер создатель Короля вампиров в крайней нужде, а его вдова долго не хотела продавать права на экранизацию романа. С той поры прошло сто двадцать лет, образ трансильванского вампира растиражировался, эволюционировал от бездушного монстра до утонченного бледнолицего эстета и дал толчок развитию вампирских романов и саг. Стокер не первый обратился к вампирской теме, до него популярностью пользовался роман «Кармилла» Джозефа Шеридана Ле Фаню. Но вампир Стокера получил реальное тело: путешествуя по Трансильвании, писатель вдохновился историей валашского князя Влада Цепеша по прозвищу Дракул – сын дракона. Лучшей пиар-кампании было не придумать – реальность смешалась с вымыслом, и Цепеш-Дракула до сих пор переосмысливается как историками, так и режиссерами и сценаристами. Произведение считается классикой готического романа, где все образы вымерены с метрономной точностью. Автор провел кропотливейшую работу по изучению румынской истории и фольклора, смешал временные пласты, нравы, пронизал книгу символизмом и философскими идеями и отпустил жить своей жизнью.

Первая экранизация романа состоялась в 1922 году. Классический немой фильм вышел с сильными отличиями от оригинала, так как купить права на съемку не получалось. Таинственный «Носферату. Симфония ужаса»  немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау пользовался большой зрительской популярностью, а его главный герой граф Орлок способен ввести зрителя в состояние оцепенения до сих пор. Вокруг фильма гуляло много легенд, поговаривали, что Макс Шрек – исполнитель главной роли –  на самом деле является бессмертным кровопийцей. Стоит отметить, что Носферату сильно повлиял на творческие умы, и это незамедлительно отразилось в поэзии и рок-музыке.

Образ жуткого графа оказался настолько привлекательным, что фильмов про Дракулу сняли несметное количество, превратив его во всемирно любимого героя. Есть несколько чудесных комедий про знаменитого вампира. «Дракула Отец и сын» был снят Эдуардом Молинаро в 1976 году. Вечная проблема отцов и детей не обошла и великого Князя тьмы. Сын умудрился уродиться вегетарианцем, и с воплями прятался от няни, пытавшейся накормить мальчика свежим завтраком. А потом повзрослевшего отпрыска угораздило влюбиться в даму сердца родителя. Борьба завершилась 1/0 в пользу молодого поколения, выбравшего путь обычного смертного. И жили бы они долго и счастливо, но гены – вещь упрямая, и если есть дед-вампир, то, что мешает внуку пойти по стопам предка?

Одним из лучших киновоплощений трансильванского вампира смело можно считать «Дракулу» Копполы. С романом фильм сравнивать не стоит. Несмотря на близкий сюжет, у фильма принципиально другая идея, цель и средства воплощения. Коппола остается Копполой – мастером иллюзии, эстетики и наваждения. Все спецэффекты в фильме сняты сыном режиссера без использования компьютера или сложных спецэффектов, работа велась только камерой, применялись старые киношные трюки и обычные фокусы. Фильм пронизан режиссерским почерком Копполы, чего стоит только момент, когда кадр нежного укуса в шею сменяется кадром с ножом, отрезающим кусок от мясного рулета. В творении американского мастера воплощаются скорее идеи Фрейда, чем Стокера. В каждом из нас есть память о прошлых жизнях, каждого мучит жажда и терзает страсть и в каждом теплится чистая по-настоящему бессмертная любовь. В ролях: Гари Олдмен, Киану Ривз, Энтони Хопкинс, Вайнона Райдер.

Монстр, созданный руками человека: страх и результат научного эксперимента

Мэри Шелли выросла в очень необычной семье – философские идеи ее отца – Уильяма Годвина легли в основу анархизма, а ее мать Мери Уолстонкрафт была в числе первых феминисток – гремучая смесь для благонравной Англии начала ХIХ столетия. Юная Мери не стала вступать в религиозный брак и сбежала со своим гражданским мужем поэтом Перси Биши Шелли на берега Женевского озера, где в компании своей семнадцатилетней сестры Клер, лорда Байрона, его врача Полидора – большого поклонника вампиров, девятнадцатилетняя Мэри и создает свой самый известный роман. Чем занималась эта необычная «тусовка», достоверно неизвестно, и на эту тему существует масса досужих домыслов с оттенками чертовщины и извращений. Что бы там ни происходило на самом деле, но юной девушке удалось вместить в свой роман важные философские вопросы – об этичности и опасности научных экспериментов, о сути человеческой природы и о прохождении границы между живым и неживым. И о самом главном – экзистенциальном одиночестве, высказанном ею задолго до Камю.

«Франкенштейн» уже почти двести лет оказывает колоссальное влияние на европейскую культуру. Первый фильм о Франкенштейне длится 9 минут и напоминает навязчивый кошмарный сон, где Франки похож скорее на Квазимодо. Это случилось в 1910 году, а в 1935 году появился всем известный, запатентованный образ монстра в воплощении Бориса Карлофф. В 1938 году сняли  продолжение «Невеста Франкенштейна», а далее практически каждый год стало выходить по одному, а то и по два фильма по заданному сюжету. Последний «Виктор Франкенштейн» вышел два года назад и впечатляет спецэффектами и скоростью передвижения монстра.

Из всего франкенштейноизобилия хочется остановиться на старом добром фильме с Борисом Карлофф. Режиссер Джеймс Уэйл отклоняется от сюжета романа. Создавая собственную вселенную торжества науки над природой, он сместил акцент с ученого Франкенштейна на его творение, сделав монстра главным героем. Это вошло в традицию, и если в романе Франкенштейн – это ученый,  а у его создания нет вообще никакого имени, то в кино эта фамилия прочно слилась с монстром.  Кстати, именно Джеймс Уэйлу принадлежит идея способа оживления мертвого тела – в романе Мери Шелли удара молнии нет, там вообще не указано, как пробуждается к жизни творение сумасшедшего гения. Для создания образа чудовища был приглашен Джеком Пирс. «Костюм» весил 24 килограмма, грим накладывался несколько часов, а сам образ защищен патентом и принадлежит компании Universal Pictures до 2026 года. Фильм произвел фурор в свое время, а сейчас, конечно, безнадежно устарел и, как и его продолжение – «Невеста Франкенштейна»,  стал культовым для любителей жанра.

По-настоящему готический фильм удалось снять Кеннету Брана в 1994 году. Продюсировал «Молодого Франкенштейна» Коппола, возможно, именно поэтому черно-белый фильм с Робертом Де Ниро в  роли чудовища производит мощное впечатление. В образе его Франкенштейна нет ничего культового, никакой лишней атрибутики, никакой масочности – так бы и выглядел человек, сшитый из трупов: топорно, некрасиво, отталкивающе. Несмотря на некоторые расхождения с оригинальным литературным произведением, это самая близкая к тексту киноверсия «Франкенштейна» Шелли. Но, надо сказать, ужаса не получилось. Драма – да, историческая лента – да. Фильм ужасов – нет. Де Ниро напоминает игрой скорее неожиданно очнувшегося после почти смертельных ранений самурая, а не жуткого монстра. Но версия очень любопытная, посмотреть стоит.

Leave a Reply