«Человек, который продал 1000 Моне»
«Без него мы бы умерли от голода».
Клод Моне
Он – это торговец искусством Поль Дюран-Рюэль, герой выставки «Изобретая импрессионизм» в Национальной галерее в Лондоне. Человек, спасший импрессионизм, – как бы парадоксально и немного напыщенно это ни звучало. Именно Дюран-Рюэль реально, материально и морально поддерживал художников-импрессионистов во времена, когда публика потешалась над их работами, а критики называли «лунатиками». Один из немногих, он сумел разглядеть в творчестве молодых мастеров потенциал грядущего ошеломляющего успеха в годы, когда те тщетно боролись хоть за какое-то признание.
Дальновидный дилер был топливом, питавшим энергию и жизнеспособность нового течения, в которое тогда верили только друзья и близкие художников. И сам не однажды из-за своей любви и верности импрессионизму стоял на грани финансового краха.
Сегодня трудно поверить в революционность импрессионизма. Но если взглянуть на продукцию Парижского салона 1870-1890 годов, перегруженного жеваными-пережеванными выхолощенными классическими и религиозными сюжетами и сладкой слизью обнаженных тел, это становится очевидным. А ведь этот мощный бастион консерватизма был тогда единственным официальным местом, где художник мог быть замечен, получить признание мэтров, критиков и прессы, добиться коммерческого успеха, наконец. Отверженный салоном мастер не мог продать свои произведения даже за смехотворные цены. Работы художников барбизонской школы и позже импрессионистов, работавших прямо на натуре, ала прима, были свежим дыханием, глотком воздуха в затхлом вакууме академической живописи. Небрежность, этюдность, стиль набросков и почеркушек, демонстративная незаконченность их картин бесила заслуженных арт-критиков, пасущихся вокруг обильного стола Парижского салона. Но это не смущало дилера Дюран-Рюэля: ради своих художников он все поставил на кон, рискуя репутацией и деньгами.
А ведь судьба этого страстного адвоката импрессионизма могла бы сложиться совсем по-другому. Выбирая будущую профессию, Дюран-Рюэль долго колебался между карьерой армейского офицера и миссионерской службой. Но когда здоровье отца – владельца магазина канцелярских товаров, успешно ведущего дополнительный бизнес по предоставлению в аренду картин из своей коллекции, – пошатнулось, Полю пришлось взять дело в свои руки.
Первая встреча Дюран-Рюэля с импрессионистами произошла… в Лондоне, куда он с семьей переехал в начале Франко-прусской войны, в 1870 году. Сняв на Нью-Бонд-стрит помещение под галерею, дилер выставил там привезенную из Парижа коллекцию, в которой было немало работ живописцев барбизонской школы – Коро, Милле, Руссо, Курбе. В Лондоне к тому времени уже образовалась небольшая колония французских художников, спасающихся от войны и Коммуны. Однажды барбизонец Добиньи нос к носу столкнулся с Клодом Моне на берегу Темзы около Парламента, где оба писали этюды с натуры (эти работы есть на выставке). Именно Добиньи привел в галерею Дюран-Рюэля Моне, и уже на следующий день дилер с ходу купил у художника две работы, а потом – еще 23. Эта встреча определила судьбу Дюран-Рюэля на 50 лет.
Claude Monet. Poplars in the Sun, 1891. National Museum of Western Art, TokioВернувшись в Париж, дилер познакомился с другими импрессионистами. На протяжении своей долгой карьеры Дюран-Рюэль приобрел 12 000 произведений импрессионистов! Среди них 1000 работ Клода Моне, 1500 – Огюста Ренуара, 400 – Эдгара Дега, 800 – Камиля Писсарро, 400 – Альфреда Сислея, 400 – Эжена Будена, около 200 – Мане, почти 400 – Мэри Кассат.
Сегодня такая статистика кажется свидетельством фантастической, запредельной удачи – ведь ценники на работы этих художников зашкаливают нулями.
А в те годы дилер, покупавший работы у отверженных авторов, многим казался безумцем. Но Дюран-Рюэль поддерживал импрессионистов не только материально – он разработал целую стратегию их продвижения, весьма революционную по тем временам. Говоря современным языком, Дюран-Рюэль задался целью сделать своих художников «звездами».
Сначала организовывал их групповые выставки, затем пришел к идее сольных экспозиций. До этого персональные выставки обычно происходили лишь после смерти художников – как ретроспективные. Не ограничиваясь Францией, Дюран-Рюэль устраивал экспозиции работ импрессионистов в Лондоне, Брюсселе, а затем и в Америке – в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, повсюду открывая филиалы своей галереи. Издавал журналы, организовывал публикации статей, рецензий. И везде неустанно работал с покупателями, воспитывая коллекционеров и собирателей за океаном, в Европе, России. Этот путь не был усыпан розами – продажи шли со скрипом, нередко Поль сидел в долгах как в шелках, но продолжал поддерживать своих художников – чтобы те не зависели от редких случайных продаж, выдавал стипендии; предоставлял свой дом под студию; ссужал деньги на аренду жилья, оплачивал счета у докторов и текущие расходы.
Поразительно, как этот преданный католик, ежедневно посещавший церковь, консерватор в политике, антисемит и монархист до мозга костей, всю жизнь покупал работы атеиста и коммунара Курбе, еврея Писсарро, республиканцев Клода Моне и Эдуарда Мане.
Pierre-Auguste RenoirFrench, 1841-1919
Two Sisters (On the Terrace), 1881
Oil on canvas
100.4 x 80.9 cm (39 ½ x 31 7/8 in.)
Mr. and Mrs. Lewis Larned Coburn Memorial Collection
1933.455
The Art Institute of Chicago
В Гранд-салоне своей квартиры на Рю де Ром дилер развесил картины импрессионистов, и в определенный день недели каждый желающий мог посетить этот домашний музей и убедиться, как восхитительно они смотрятся в интерьере. Безошибочный маркетинговый ход! Кстати, имитация этого Гранд-салона открывает выставку в Национальной галерее. Здесь представлен «Танец в городе» и портреты пяти детей Дюран-Рюэля кисти верного друга семьи Огюста Ренуара. Двойные двери, расписанные цветами и фруктами Клодом Моне по заказу дилера, демонстрировали возможности декорирования интерьера.
Таких рекламных ноу-хау у Дюран-Рюэля было немало – предвосхитив время, он создал новый тип галериста-дилера, установил модель арт-рынка, дожившую до наших дней. Поль выполнял работу целого штата сотрудников современной арт-компании – был отделом маркетинга, пиар-службой и экспертным советом в одном лице.
Большая выставка импрессионистов, которую Дюран-Рюэль провез по нескольким городам Америки, стала поворотной в судьбах импрессионистов. Из 289 работ было продано 49 – за рекордную по тем временам сумму в 40 тысяч долларов. Позже дилер говорил: «Если бы не американцы, я бы не выжил». Янки первыми стали активно покупать импрессионистов – быть может, над ними не тяготел груз традиций, давящий на европейцев в принятии новых идей. Затем подтянулись немцы, французы. Вторая самая крупная выставка импрессионистов – 315 работ – прошла в 1905 году в Лондоне, в Графтон-геллериc (для сравнения: на нынешней выставке в Национальной галерее представлено 85 работ). В последнем зале экспозиции «Изобретая импрессионизм» кураторы воспроизводят фрагмент этой эпохальной для Дюран-Рюэля выставки в Британии.
У истории этой иррациональной – вопреки здравому смыслу и логике – любви и преданности бизнесмена искусству счастливый конец. Дюран-Рюэлю исполнилось 89, когда он смог гордо провозгласить: «Наконец-то импрессионисты победили… Мое безумие оказалось мудростью. Подумать только, если бы я умер в 60, то ушел бы из жизни весь в долгах, банкротом, окруженным богатством бесценных сокровищ».
Inventing Impressionism
До 31 мая 2015
The National Gallery
Trafalgar Square, London WC2N
www.nationalgallery.org.uk