Интервью

Графиня Рейн Спенсер: «Самое главное – это помогать людям»

Рейн Спенсер – графиня Спенсер, мачеха покойной принцессы Дианы, а также дочь знаменитой английской писательницы Барбары Картленд и офицера Александра Мак-Коркодейла – воплотила в жизнь представление об успешной английской леди. С юного возраста графиня Рейн Спенсер привыкла к публичной жизни: она работала в Вестминстерском городском совете, была членом Британского управления по туризму, занимаясь архитектурным наследием Великобритании, посещала самые удаленные уголки мира.

Блестящая светская жизнь, родство с английской королевской семьей, дружба с представителями мировой элиты и политики – все это о графине Спенсер, при этом главное свое предназначение графиня Спенсер видела в том, чтобы быть нужной людям. Несмотря на свой возраст, графиня Спенсер продолжает вести активный образ жизни: на сегодняшний день она является членом совета директоров знаменитого лондонского магазина «Харродс», иногда совмещая это с работой в магазине.

Первым мужем Рейн Картленд был граф Дартмут. У них было три сына: Уильям (граф Дартмут), Руперт Легджа и Генри Легджа – и дочь Шарлотта. После развода в 1976 году леди Рейн вышла замуж за графа Эдварда-Джона Спенсера, виконта Олторпа (титул он унаследовал в 1975 году, после смерти своего отца, став 8-ым графом Спенсером). У графа Спенсера было три дочери и сын. Одна из дочерей графа – Диана – стала знаменитой принцессой Ди. Ее мать – Франсис-Рош Фермой, дочь четвертого лорда Фермоя и леди Рут (Руфь), придворной дамы королевы-матери, развелась с графом Спенсером и оставила четверых детей. Диане было шесть лет. Когда леди Рейн вышла замуж за отца Дианы в 1976 году, девочке было 15 лет.

Было огромное желание расспросить леди Рейн Спенсер о молодой Диане, ее характере, поступках, о маленьких принцах и их шалостях, когда их привозили к деду в родовой замок Олторп-Хаус в Нортхемтоншире. Но, к сожалению, эти темы леди Спенсер никогда не обсуждает, и мы говорили о ее многоплановой деятельности на протяжении многих лет.

Леди Спенсер, вы сделали очень многое в жизни – работали в туризме, занимались культурным архитектурным наследием, недвижимостью, а сейчас работаете в «Харродс». Из того, что вы делали, что было самым интересным?

Мое сердце навсегда останется с местным правительством. Я начала свою работу в правительстве, когда мне было всего лишь двадцать три года. На тот момент я стала самым молодым членом правительства, когда-либо работавшим в Вестминстерском городском совете. Я очень любила свою работу по той простой причине, что до этого я проработала два с половиной года волонтером на социальной службе в Лондонском городском совете. Я говорю о пятидесятых годах – времени, когда война только закончилась. Я видела столько потерь имущества, отсутствие жилья, и мне хотелось помочь. Думаю, в то время очень много людей выбирали работу в правительстве и местном правительстве, потому что они хотели помочь людям. Для меня это было не только мотивацией, но и удовольствием – особенно когда удавалось добиться чего-то. Лучшее, что мне удалось сделать в жизни, – установить школьный переход с наблюдателем на опасном углу в районе Льюишем, чтобы дети больше не погибали под колесами машин. Я думаю, когда у тебя есть возможность помочь, это большое удовольствие.

Во время работы в туристическом секторе вы продвигали английский туризм.

Я проработала в туризме в общей сложности шестнадцать лет, из них четыре года – в Совете по туризму Англии и двенадцать лет в Британском туризме (British Tourist Authority), который теперь называется «Посещение Великобритании», и за время работы я посетила большое количество наших офисов за рубежом, побывала в Японии и многих других странах. В то время туризм несколько отличался от современного. Туризм тогда ассоциировался с едой, напитками и тем, как хорошо провести время.

Вы также несколько раз бывали в России и многое знаете о русской культуре. Что вы думаете о России?

Все мои визиты в Москву и Санкт-Петербург были организованы российским посольством. Я посещала Кремль, собор Василия Блаженного, Эрмитаж. Это невероятно красиво, я люблю такого рода архитектуру. И, конечно, я обожаю русский балет и русскую оперу. Обычно я посещаю выступления Большого театра, когда он приезжает на гастроли в Лондон. Моя любимая опера – «Евгений Онегин». Еще мне нравится русская еда. Я думаю, что сейчас особенное время – у нас очень тесные, прочные связи с Россией. Я очень жду Год русской культуры – 2014, который пройдет в Великобритании.

Что вам больше всего нравится в вашей работе в «Харродс»?

Самая прекрасная часть этой работы заключается в том, чтобы доставлять людям радость. Шопинг-терапия дает людям это ощущение, кроме того, в «Харродс» находятся двадцать шесть ресторанов – так же, как и в туризме, здесь важны «еда и напитки». Я работаю директором международного отдела «Харродс». Магазины «Харродс» находятся также в терминалах аэропорта Хитроу и два – в Гэтвике, потому что люди хотят почувствовать начало отдыха еще в аэропорту. Это невероятно, насколько выросла торговля.

Вы любите ходить за покупками?

О нет, я этого терпеть не могу. Мой муж, лорд Спенсер, очень любил ходить по магазинам. Он обожал «Харродс», можно сказать, жил там. Он мог провести невероятное количество времени, выбирая игрушки для своих внуков или что-то новое для барбекю. Но что касается моей работы, мне это очень нравится. Нам очень повезло, что к нам приходит так много покупателей. В «Харродс» работают представители семидесяти пяти различных национальностей, и среди них у меня есть хорошие друзья. Мне нравится помогать людям, но я никогда не буду пытаться продать что-то, если считаю, что это не идет покупателю. Иногда люди спрашивают меня: «Мне это подходит?», и если я считаю, что нет, так и скажу. Самое неправильное – если покупатель уйдет с ненужной покупкой. Работа в розничной торговле заключается не только в том, чтобы что-то продать, но и в том, чтобы сделать покупателя счастливым и довольным вашими услугами.

Как публичной персоне вам сложно сохранять личную жизнь недоступной для общественности?

В «Харродс» я должна быть публичной персоной. Иногда люди узнают меня, иногда нет. Иногда кто-то просит сфотографироваться вместе, и я с удовольствием соглашаюсь. Обычно я фотографируюсь с медвежонком «Харродс». Но я предпочитаю, чтобы мои личные дела оставались недоступными для посторонних.

В течение последних пятидесяти лет жизнь сильно изменилась, люди стали много путешествовать, много иностранцев приезжает в Лондон. Что самое главное им следует понять в английской жизни? Каково наилучшее описание англичан?

Англичане очень сдержанные. Когда я была ребенком и шла война, помню, появилась замечательная фраза: «Оставайтесь спокойными и продолжайте». Я думаю, что это лучше всего описывает натуру британцев – они очень спокойные и продолжают делать то, что делали всегда. Англичане знают себе цену.

Как вы думаете, изменилось ли сейчас расстояние между высшим обществом и простыми людьми?

Люди часто рассуждают о классовой английской системе, но я думаю, что наша классовая система очень изменчива. Ситуация в Англии всегда была подвержена изменениям. С годами аристократы стали связывать себя узами брака с богатыми людьми других сословий именно из-за денег. Но нам невероятно повезло: мы имеем такую стабильную монархию, дающую классовую стабильность и уверенность в будущем. Я думаю, что это одна из причин того, почему иностранцы приезжают сюда и хотят жить в Англии. Они чувствуют уверенность в Великобритании. А англичане, в свою очередь, не имеют каких-либо предубеждений на этот счет.

Вы работали в недвижимости «Харродс» (Harrods Estates) и знаете, что законы и положения Англии, касающиеся архитектуры, очень сложны. Но в то же время сейчас часто можно увидеть современные постройки рядом с историческими зданиями. Что вы думаете по этому поводу?

Я была председателем комитета по надзору за историческими зданиями Лондона в течение трех лет, и в моем управлении находилось двадцать тысяч зданий. Это были семидесятые годы, когда людей мало интересовало историческое наследие, если только это не были дома в георгианском стиле. Лично я не против современных зданий, но я хочу видеть их в правильных местах.

Какое ваше любимое место в Лондоне?

Это Мейфер – просто потому, что я там родилась.

Какая недвижимость лучше всего продается в Лондоне, на ваш взгляд?

Очень много иностранцев предпочитают покупать квартиры, потому что им нравится ощущение безопасности и тот факт, что всегда есть консьерж, обязанный следить за апартаментами. Схема управления в агентстве недвижимости «Харродс» огромная, мы обслуживаем около полутора тысяч квартир и апартаментов для тех людей, кто не живет там постоянно.

Barbara-Cartland
Барбара Картленд занесена в Книгу рекордов Гиннесса как автор, который написал больше всех новел за один год
Ваша мать была известной английской романисткой. (Барбара Картленд занесена в Книгу рекордов Гиннесса как автор, который написал больше всех новел за один год. (Она написала 723 книги, проданные в количестве 1 миллиарда экземпляров. – Прим. ред.)

Я могу рассказать вам одну невероятную историю. Когда моя мама была уже в преклонном возрасте, кто-то спросил ее: «Барбара, что вы читаете сейчас?» На что она ответила: «Только мои собственные книги, потому что знаю – они заканчиваются счастливо». Моя мать всегда писала романы со счастливым концом, потому что она любила ощущение счастья. Она всегда говорила: «Я не хочу быть Прустом, я хочу привнести счастье в жизнь людей». Книги моей матери хорошо известны в России, Греции, Шотландии и других странах. Она была очень дисциплинированным писателем. Когда я была ребенком и видела, как мать сидит за столом и пишет по три-четыре часа ежедневно, я думала, что у каждого ребенка мать – писатель.

Вы впитали ее романтическое влияние и идеи?

Помню, однажды я выиграла школьный приз за написанное мной эссе. Оно было очень хорошо написано, но все в школе решили, что его за меня написала мама.

Что вы любили читать в детстве?

С детства я читала самую разную литературу. У моей матери была библиотека более чем из двух тысяч книг – вся великая литература, какую только можно представить. И она сказала мне, что я могу брать читать все что угодно, кроме двух книг – «Кандид» Вольтера и «Темный остров» Виты Сэквил-Уэст. С самого раннего возраста я прочитала очень много русской литературы. Я прочла всех великих русских писателей: Достоевского, Гоголя, Чехова и Толстого. Но мой самый любимый русский писатель – Тургенев, и особенно два его романа – «Первая любовь» и «Вешние воды». Я просто обожаю эти книги – они такие романтичные и такие счастливые. Достоевский, безусловно, великолепный автор, но иногда немного сложный и депрессивный.

 

Interview: Elena Ragozhina. Text: Olga Kenton

Графиня Рейн Спенсер: «Самое главное – это помогать людям»

Leave a Reply