Биография Иерусалима от Саймона Монтефиори
«Иерусалим: Биография» – название новой книги популярного историка Саймона Сибага Монтефиори, который известен русской литературной публике по книгам «Сталин: двор красного монарха», «Молодой Сталин», «Потемкин».
Последняя книга «Иерусалим: биография» рассказывает об истории Вечного города – драматической и кровавой через призму судеб людей, которые в разные времена жили в его стенах. Наряду со многими высокопоставленными друзьями и почитателями (среди них принц Уэльский, Дэвид Камерон, Кейт Миддлтон) книга понравилась и бывшему президенту США Биллу Клинтону, который назвал ее своей любимой книгой 2011 года. Он отметил, что в отличие от многих других литературных произведений эта книга не была написана с «точки зрения иудаизма, или христианства, или ислама». Иерусалим является универсальным городом, столицей двух народов, святыней трех религий. Это история со дня рождения иудаизма, христианства и ислама до израильскопалестинского конфликта, это эпическая история о трех тысячах лет веры, убийств, фанатизма и сосуществования.
История о том, как маленький город стал Святым городом, «центром мира» и в настоящее время является ключом к миру на Ближнем Востоке. Эта книга была названа Книгой года журналом «Экономист» и получила премию «Лучшая книга года» (National Jewish Book Awards), присуждаемую Еврейским книжным советом (The Jewish Book Council).
Досье:
Английский писатель и журналист Саймон Джонатан Сибаг Монтефиори – автор исторических бестселлеров, переведенных на 34 языка мира. Некоторые из них удостоены видных литературных премий. Так, например, в 2004 году его работа «Сталин: двор красного монарха» получила премию «British Book Awards» в номинации «Лучшая историческая книга года». В 2007 году другая книга, посвященная этой исторической личности, стал лауреатом премии «Costa» в номинации «Документальная проза» (2007). Называлась она «Молодой Сталин».
Саймон Сибаг Монтефиори приходится дальним родственником Мозесу Монтефиори – известному британскому бизнесмену и общественному деятелю. Тот был не только бизнесменом-новатором, который основал первое в Англии общество по страхованию жизни и первую в Европе компанию по освещению улиц газовыми фонарями, но и выдающимся филантропом, о котором писали Чарльз Диккенс и Джеймс Джойс. Он стал первым евреем, удостоенным членства в Лондонском королевском обществе, и королева Виктория возвела его в рыцарское звание, пожаловав титул баронета.
В 1830-х годах Мозес Монтефиори активно участвовал в борьбе за право евреев быть избранными в парламент и назначаться на общественные должности без принятия присяги «по истинной христианской вере». Влияние и престиж Монтефиори в Англии значительно возросли благодаря его роли в борьбе за отмену рабства в британских колониях. В 1835 году совместно с Натаном Ротшильдом (они были женаты на сестрах) он предоставил английскому правительству большой заем для компенсации убытков владельцам плантаций в связи с уничтожением рабства. Монтефиори дважды посетил Россию (в 1846 и 1872 годах), где его принимали Николай I и Александр II, и получил от властей ряд обещаний по еврейскому вопросу, которые, однако, остались невыполненными.
Имя Мозеса Монтефиори до сих пор хорошо известно в Израиле. Монтефиори способствовал улучшению экономического положения еврейских поселенцев в Палестине. В 1839 году по инициативе Монтефиори была начата перепись еврейского населения страны; были арендованы земли для еврейских поселений, велось обучение евреев сельскохозяйственным работам на приобретенной цитрусовой плантации близ Яффо. В Израиле в 1970-х были в обращении денежные купюры достоинством сначала в 10 фунтов, а затем в 1 шекель с портретом Мозеса Монтефиори.
Отец Саймона, Стивен, по профессии врач, приходился праправнуком сестре Мозеса Монтефиори, который не оставил детей. Мать – литератор Филис Эйприл происходила из бедной еврейской семьи, которая из-за кровавых погромов вынуждена была бежать из Литвы. Саймон получил образование сначала в закрытой школе для мальчиков Харроу, а затем в Кембриджском университете, где изучал историю. Свою карьеру он начал в банковской сфере, постепенно переключившись на журналистику. По заданиям крупных британских и американских газет – «Sunday Times», «New York Times», «Spectator» – он провел много времени в СССР – в Нагорном Карабахе, в Грозном, в Москве во время взятия «Белого дома» и во время попытки свержения Бориса Ельцина.
Сталин не единственный политический деятель родом из России, о котором написал Сибаг Монтефиори. В 2000 году увидела свет книга о фаворите Екатерины Великой, государственном деятеле князе Григории Александровиче Потемкине-Таврическом. Популярность этой книги среди членов российского правительства помогла Монтефиори получить доступ к государственным архивным документам, которые стали основой для последующих книг об Иосифе Сталине. По мнению самого Монтефиори, образ Сталина, который он создал, не понравился путинской администрации, и доступ к архивам для британского историка и литератора оказался закрытым. Портрет Сталина символически украсил предтитульный лист другой книги Саймона Сибага – «Чудовища: История самых отвратительных мужчин и женщин». Кажется, из целой сотни маньяков, убийц, кровосмесителей и садистов именно Сталина историк выделил как сверхчудовище. На страницах этой книги встретились монстры в человеческом обличье, которые жили и убивали в разные времена: Нерон, Тамерлан, Гиммлер, Гитлер, Пол Пот, Лукреция Борджиа, а также современники – Слободан Милошевич и Усама бен Ладен. Сталинскому же периоду посвящено художественное произведение Монтефиори «Сашенька», названное по имени главной героини, ученицы Смольного, аристократки до кончиков ногтей, которая увлекается идеями коммунизма и становится женой аппаратчика.
В настоящее время Монтефиори проживает в лондонском Кенсингтоне, в доме, который достался ему от отца по наследству. Он работает над продолжением «Сашеньки» и собирает материалы для книги о династии Романовых.
Ваша последняя книга называется «Иерусалим: Биография». Вы происходите из видной еврейской семьи – не боялись критики ортодоксов и академиков?
Я чувствовал, что написать такую книгу – это моя судьба. И я не боялся критики – у меня самого академическое образование, я изучал историю в Кембриджском университете. Разницы между историком-академиком и просто историком я не вижу. И на самом деле никто ведь не написал полную историю этого великого города. Да, есть книги об Израиле и Палестине, но не о полной истории Иерусалима.
Какие же чувства вас посещали в момент написания книги?
Это был изматывающий, но в то же время восхитительный процесс. На самом деле в одной книге здесь сконцентрирована история мира – любой писатель назвал бы такой проект очень амбициозным. Это моя самая большая работа на сегодняшний день. Слава богу, книга закончена и опубликована. Я не спал нормально несколько месяцев! В книге много ссылок на Россию, Великобританию и историю других стран. Книга достаточно короткая (более 600 страниц. – Прим. ред.) – ее сможет прочитать обычный читатель, но тем не менее в ее написание вложено много знаний. Работа над книгой заняла почти три года. Согласно изначальной концепции, книга рассказывает о людях, которые создавали Иерусалим. Мне хотелось, чтобы книгу было легко читать, а потому я разделил ее на небольшие части – каждая рассказывает об определенном человеке, потому книга и называется «Биографией».
Вы много писали на тему антисемитизма. Это явление процветало в СССР – а вы испытывали что-то подобное в Великобритании?
В Англии антисемитизм никогда не был так силен, как в России. Я очень благодарен Англии за то, что нас всегда защищали. Надеюсь, что книга поможет людям лучше понять отношения Палестины и Израиля. Ее можно прочитать как сагу о жизни поэтов, королей, священников, пророков, а можно как историю империи, религии, благочестия. История показывает, что притязания обеих сторон на Иерусалим равноценны и им стоит проявлять друг к другу уважение.
Вам было всего 12 лет, когда вы стали интересоваться Сталиным. Как история России и Сталин могли быть интересны ребенку?
Я был странным, необычным маленьким мальчиком. Меня всегда завораживала фигура Сталина. Я всегда хотел написать историю Сталина, когда вырасту. Уже журналистом я провел много времени в России. Я был на Кавказе. Я был в «Останкино», когда его штурмовал Ельцин, я был в Грозном, в Карабахе, в Сухуми. У меня было много приключений в России.
Почему вы решили написать книгу о Потемкине?
Я заметил, что на тот момент не была написана его полная биография. Это случается редко, когда удается найти такой предмет – гигантский государственный деятель такой значимости, биографию которого никто не написал за последние сто лет. Это был прекрасный предмет для изучения.
Эта книга об отношениях Потемкина и Екатерины Великой. Она была написана, чтобы в какой-то мере их реабилитировать. Часто о Екатерине говорят как о нимфоманке, а о Потемкине – как о сутенере. На самом деле оба они слишком большие исторические величины, чтобы так легковесно с ними обращаться. Мне кажется, они были самыми великими правителями, которые были в России–– умными, гуманными, либеральными. Потемкин был великим героем. А еще, по сути, я провел исследование на политическую тему, использовав архивы, которые никто до меня не изучал. Работать с ними было очень захватывающе.
Насколько сложно было читать архивные документы?
Я учил русский язык. И мне помогали, когда было необходимо. Особенно со сталинским периодом. К тому же официальные документы постреволюционного времени было легко читать, они были напечатаны на машинке, и язык их был очень прост. Так что я мог их понять. Мне также помогали с почерком Сталина. Но большинство документов было нетрудно читать. Это не был сложный русский язык. Вы видели эти меморандумы? Политбюро не состояло из Пушкиных, так что я многое мог понять, выбрать, что было необходимо, и заказать перевод. Архивы времен Екатерины было понять сложнее.
Вам крупно повезло, что у вас был доступ к архивам в России и Грузии, которые были открыты только на короткое время. Теперь опять сложно получить к ним доступ.
Мне просто повезло. Я написал «Потемкина», Путин пришел к власти в 2000 году, и оказалось, что членам нового правительства очень понравилась книга о Потемкине, так что мне дали доступ к архивам. Все совпало. Это было везением. Ни у кого, кроме меня, бумаги Потемкина восторга не вызывали, а вот документы Сталина были одним из трофеев для историков ХХ века. Так родилась книга «Сталин: двор красного монарха» – анатомия мира приближенных к Сталину. Получить доступ к этим документам было просто великолепно.
Для историка он прекрасный материал для описания, с ним никогда не скучно, он не герой, но экстраординарный человек. Его интересно изучать. Он до сих пор захватывает мое воображение. Я провел в его компании так много времени.
Критиковали ли русские историки ваше мнение о Сталине?
Мой анализ Сталина совладает с анализом Олега Хлевника, ведущего историка в этой области. Мое мнение очень похоже. Никто из знающих его работу людей не критиковал мою работу, поскольку она основана на тех же документах, и мы приходим к одинаковым выводам.
Так вы не согласны, что Сталин был фигурой номер два, а не номер один во время революции?
Вся информация содержится в документах. Так много людей до сих пор пишут о мифах и клише. Я не начинал свое исследование с каким-то предварительным планом. В книге «Молодой Сталина» упоминается клише о том, что Сталин был теневой незначительной фигурой, но это неправда. Это слух, который распространяла оппозиция.
Когда вы пишете о стране, вам необходимо понять ее душу. А она содержится не только в документах. Многое определяет менталитет народа. Как, например, в истории Екатерины и Потемкина.
Надо думать самому. Конечно, я прочитал много литературы. Я провел много времени в России. Но нужно проникнуться не только менталитетом страны, но и духом определенного времени.
Я думаю, мои книги раскрыли русскую душу до какой- то степени. Невозможно это сделать в совершенстве. Я получил много писем от людей, чьи родители пережили сталинские репрессии. Многие писали, что книги о Сталине очень достоверны. И мне много пишут на Фейсбуке. Конечно, многое мне пришлось додумывать, ведь меня там не было. Но я говорил со многими детьми партийных лидеров тех времен и задал им вопросы, которые до этого им не задавали.
Вам довелось встретить дочь Сталина, Светлану Аллилуеву?
К сожалению, нет. Я очень хотел это сделать, но к тому времени, когда я принялся за работу над книгой, она уже была немного не в себе, страдала от паранойи и устала от разговоров об отце. А ведь она знала так много. Но никто ей не задавал правильных вопросов, а я знал, о чем надо спрашивать, и очень жалею, что не смог этого сделать.
Над чем вы сейчас работаете?
Я собираюсь писать книгу о Романовых – книгу об этой великой династии, книгу-исследование истории власти в России. Я планирую связать историю Романовых с фигурой Керенского и проследить развитие власти до путинских времен. Я не планирую встречаться ни с кем из ныне живущих Романовых. А еще я начал писать продолжение романа «Сашенька» – это такой захватывающий проект. Я ведь люблю писать художественные произведения гораздо больше, чем исторические исследования.
как раз читаю его книгу и не могу оторваться .очень советую .это не биография дорогие, это настоящий роман города.Благодарю.