Золото пальм на лазурном берегу

French director and President of the Camera d'Or Jury Nicole Garcia (L) and the President of the Cannes Film Festival Gilles Jacob stand on stage during the closing ceremony of the 67th edition of the Cannes Film Festival in Cannes, southern France, on May 24, 2014. AFP PHOTO / ALBERTO PIZZOLI

При словах «Каннский кинофестиваль» возникает стойкая ассоциация с  грандиозным королевским балом из  сказки «Золушка» и желание посмотреть на эту феерию хотя бы одним глазком.

French director and President of the Camera d'Or Jury Nicole Garcia (L) and the President of the Cannes Film Festival Gilles Jacob stand on stage during the closing ceremony of the 67th edition of the Cannes Film Festival in Cannes, southern France, on May 24, 2014.   AFP PHOTO / ALBERTO PIZZOLI

  Лазурное небо отражается в теплом море,    белая песчаная лента пляжей струится вдоль  побережья от горизонта до горизонта. Легкий  бриз колышет позолоченные солнцем ветви  пальм. На фоне природной идиллии  разноцветными конфетти рассыпаются  события весеннего кинофестиваля: по красной  ковровой дорожке устремляются вверх  изящные туфельки и полированные ботинки  небожителей большого кинематографа, воздух  искрится от блистательных нарядов, вечернее  небо пронзают брызги шампанского и  фейерверки. Так и было задумано министром  по делам образования и искусства Франции  Жаном Зеем, которому не давали покоя лавры Венецианского кинофестиваля. Он стремился превратить Францию в площадку для культурного форума мирового масштаба, и ему это удалось, правда, не сразу.

Первый фестиваль под председательством самого Луи Люмьера был запланирован на 1939 год, но разразилась война, и  его торжественное открытие состоялось лишь 20 сентября 1946 года. Сначала это было камерное светское мероприятие, где все фильмы-участники удостаивались награды. Но в 50-х стало появляться такое количество звездных имен в списках приглашенных, что фестиваль стал событием мирового уровня. В Канны приезжали такие знаменитости, как Софи Лорен, Грейс Келли, Брижит Бардо, Кэри Грант, Роми Шнайдер, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Симона Синьоре, Джина Лоллобриджида и многие другие.

В 1952 году решили перенести фестиваль на май, сделав его не только культурным  событием, но и обозначив начало курортного сезона.  Фильму-победителю вручали  премию Гран-при, представлявшую собой некое произведение  современного искусства. Естественно, каждый год приз  был разный. Затем появилась идея об унификации награды, и в 1955 году главным призом фестиваля становится «Золотая пальмовая ветвь» – символ города Канны. Высшей наградой фестиваля считается «Пальма пальм», ее вручают за выдающийся вклад в киноискусство, на сцену выходят величайшие кинорежиссеры, чтобы почтить триумф коллеги, – так,  в 1997 году высочайший приз получил Ингмар Бергман.

В шестидесятые годы появляются сосуществующие параллельно основной конкурсной программе независимые секции фестиваля: «Международная неделя критики» и «Двухнедельник режиссеров».

Изначально отбор картин-участниц Каннского фестиваля осуществлялся странами-производителями, но фестивалю требовалась независимость, и в  1972 году он получил право единолично формировать конкурсную программу. Далее событие развиваются стремительно, и фестиваль начинает обрастать дополнительными секциями, призами, мастер-классами.

В 1978 году Жиль Жакоб учреждает программу «Особый взгляд» и приз «Золотая камера» за лучший дебютный фильм.

Zoloto_palm_1В 1991 году Франческо Рози открыл программу «Урок кино», где заслуженные режиссеры получили возможность рассказать о своем творческом пути и видении киноискусства. В 2003 году появился «Урок музыки», а в  2004-м – «Урок актерского мастерства». В 1998 году возникает программа «Синефондасьон», где демонстрируются короткометражные фильмы.

Фестиваль  считает своим долгом помогать молодым режиссерам найти финансирование и заявить о  себе. Для этого созданы такие проекты, как «Ля резиданс», «Ателье».

Начиная с 2004 года участники фестиваля могут увидеть тематические ретроспективы картин из «золотого фонда» киноискусства. Программа называется «Каннская классика», она призвана знакомить публику с отреставрированными копиями фильмов, ретроспективами, посвященными кинематографу разных стран, и документальными лентами о кино.

У фестиваля есть не только гламурная, интеллектуальная, но и бизнес-составляющая.  В 1959 году фестиваль подарил создателям кинорынка возможность обмена идеями, опытом и информацией.  За эти годы возникло много новых проектов, объединяющих продюсеров и создателей кино. Marché du Film, или Кинорынок, начинался с нескольких десятков участников и одного кинозала. Сегодня более 10 000 производителей  и прокатчиков встречаются в Каннах для совместной работы.

Более 10 лет Жиль Жакоб был президентом фестиваля, сменивший на этом посту Пьера Вьо – преемника Робера Фавра ле Бре. В 2014 году члены Административного совета избрали президентом Каннского фестиваля Пьера Лескюра. Все эти выдающиеся деятели искусства трудились во имя Каннского фестиваля, который стал сегодня ярчайшим событием мира кино, как и было задумано министром по делам образования и искусства Франции Жаном Зеем в начале ХХ века.

По материалам сайта Каннского кинофестиваля.

http://www.festival-cannes.fr/ru.html

Be the first to comment

Leave a Reply