ИнтервьюКино

Звезда Алены Бабенко

2004 год стал для Алены Бабенко звездным. Многочисленные кинопремии за роль хромой девушки в фильме Павла Чухрая «Водитель для Веры» так и сыпались на актрису. Алена, вместо того чтобы купаться в лучах славы, отсиживалась в глухомани, в городе Муроме, на съемках телесериала Александра Митты «Лебединый рай», в котором играла роль учительницы Гали. Родилась Алена Бабенко в Кемерово в 1972 году. Мечтала стать балериной, занималась в кружках и студиях, музыкальной школе, боготворила Эдит Пиаф. А учиться поступила в Томский государственный университет на факультет прикладной математики и кибернетики. Однако студенческий театр миниатюр, в котором Алена активно участвовала, притягивал ее куда больше учебы. После первого курса она даже пыталась поступить во МХАТ к Олегу Табакову. Неудачно. Зато когда на пятом курсе Алена познакомилась с известным телережиссером Виталием Бабенко, она бросила университет не доучившись и укатила в Москву. Вышла замуж за Виталия, родила сына Никиту, вела хозяйство. А потом по совету друга семьи актера Анатолия Ромашина поступила во ВГИК (курс А. Ромашина). Еще до окончания ВГИКа дебютировала в сериале «Каменская», затем были небольшие роли в сериалах «Мамука», «Остров без любви». После триумфа в киноленте «Водитель для Веры» снялась во многих фильмах, среди которых «Люби меня» (2005), «На Верхней Масловке» (2005), «Ленинградец» (2005), «Золотой теленок» (2005), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Жесть» (2006), «Карнавальная ночь – 2, или 50 лет спустя» (2006), «Инди» (2007), «Свои дети» (2007), «Иллюзия страха» (2008), «Каникулы строгого режима» (2009). С 2008 года играет в театре «Современник».

» Это ваш первый приезд в Лондон – каковы впечатления от города?

Была счастлива еще до того, как прилетела в Лондон, – c момента получения приглашения. Несмотря на то, что документы на визу в посольство пришлось подавать трижды. Я давно мечтала побывать в Лондоне и представляла (наверное, по каким-то прочитанным рассказам), как я буду лететь сюда, в туманы, увижу каких-то людей в шляпах, в особенных ботинках, с зонтами…

» Наверное, представляли Англию по книгам Диккенса…

Лондон, конечно, современный город, но я не почувствовала здесь какого-то сумасшедшего ритма – мне кажется, он медленнее, чем Москва. Не совсем понятная планировка, но мне это нравится в городах: ощущение природного построения – дороги прокладывались так, как шли тропинки.

» Как удалось вырваться сюда? Появился перерыв в работе?

Неожиданное совпадение. Я планировала «запланировать» поездку в Лондон – а тут вдруг предложение приехать от моих друзей фигуристов, которые будут выступать в Алберт Холле. И хотя я сейчас в процессе репетиций для нового проекта, пришлось выкроить четыре дня и рвануть в Лондон.

» Вы здесь с сыном. Он еще учится в школе?

Да, в 11-м классе. И готовится поступать во ВГИК на операторский факультет, куда надо представить серьезное портфолио фотографий. Поэтому для него поездка в Лондон – прекрасная возможность поснимать в одном из самых интересных городов мира.

» Вы снялись в нескольких фильмах Эльдара Александровича Рязанова. Насколько я знаю, этот режиссер постоянно работает с одними и теми же актерами и попасть в его «обойму» очень сложно. Как вам это удалось?

Я не знаю, мы с ним познакомились как-то моментально. В комнату на «Мосфильме», где у нас была назначена встреча, вдруг ворвался человек-гора, сказал: «Здорово!» Я ответила: «Привет» – и уже с этих первых минут стало понятно, что мы нашли общий язык. Рязанов меня поражает своей энергией, ему словно 15 лет, и я чувствую себя старухой по сравнению с ним. Эльдар неуемный, жадный до жизни, неутомимый. Он, словно большой слон, будет идти, покачиваясь от усталости, а потом сядет за монитор и будет снова снимать, кричать, неистовствовать, радоваться, шутить. Жить! И ему все равно, сколько времени будет длиться работа – 8 часов, 24 часа…

» Насколько удачным получился фильм «Андерсен», на ваш взгляд?

Этот фильм очень необычен для Рязанова, не похож ни на одну его предыдущую ленту. И в этом эксперимент, ведь снимать или сниматься в привычном амплуа легче, а вот выход из этого круга всегда шок – положительный или отрицательный. Я уважаю людей за подобные эксперименты.

» Вы сыграли в этом фильме очень сильную личность: женщину, которая всю жизнь поддерживала Андерсена, хотя сама имела физический недостаток – горб. Роль психологичная, нелегкая. Насколько вам было трудно вжиться в этот образ?

Cамое интересное в этой роли для меня было то, что эта женщина, несмотря на физическое увечье и свою трагическую любовь к Андерсену, не превратилась в духовно несчастного человека. В своих письмах писатель называл ее «мой лучезарный ангел». Для меня это абсолютно точное определение человека, который не ропщет на судьбу, никого не обвиняет и способен принять свою жизнь такой, какая она есть.

» Эта роль свидетельствует о вас, как о сильной драматической актрисе. Такую роль надо заслужить.

Я ничего такого особенно не делала. Знаете, если бы были пробы и меня отобрали бы на эту роль, тогда я могла бы считать, что заслужила ее. Но у меня никаких проб не было, меня просто сразу пригласили в фильм.

» Но ведь до этого у вас была сильнейшая психологическая роль в ленте «Водитель для Веры».

Да, это был фильм, по которому меня узнали как актрису.

» Существуют ли какие-то параллели между этими двумя ролями?

Конечно. Обе эти женщины не совсем полноценны физически. По-видимому, режиссеры любят использовать мою смелость в этом плане, а меня не пугает перспектива играть таких людей. Мне все равно, в кого перевоплощаться, любая трансформация вызывает у меня восторг. И чем больше изменений (внешних, внутренних, физических) это требует, тем лучше – я могу использовать свой потенциал сполна. А когда перевоплощение минимальное – мне скучно.

» А фильм «Карнавальная ночь»?

Это было веселое ревю для Нового года, и я не считаю его претензией на какое-то большое художественное произведение. Это, скорее, телевизионный проект, концерт к Новому году. А поскольку Новый год для меня – волшебный праздник, мне нравятся любые связанные с ним фильмы. Петь, танцевать, радоваться, поиграть в карнавальную ночь – для меня это удовольствие! И мне кажется, напрасно меня сравнивали с Людмилой Гурченко, фильм ведь был совершенно другого плана. В первой «Карнавальной ночи» это прежде всего была история, а потом концерт, а в нашем фильме в основном, концерт и немного закулисной истории. Рязанову же важно было вспомнить какие-то песни, показать дорогих ему артистов того поколения.

» Вы любите пробовать себя в чем-то новом. Когда вам предложили участвовать в шоу «Ледниковый период», вы не только освоили фигурное катание на льду, но и заняли третье место на соревнованиях. Насколько было трудно постигать новое для себя искусство?

Есть поговорка «Охота пуще неволи». Это на 100% тот случай. Конечно, «против» было больше, чем «за», но я не могла преодолеть свое желание – уж очень мне нравилось фигурное катание. Конечно, я за это поплатилась: были и растяжения, и переломы, и другие неприятности, но я пошла и на второй проект. Я считаю, что лучше попытаться сделать что-то новое, экспериментировать, нежели не попробовать и потом всю жизнь сожалеть об этом.

» Над чем работаете сейчас?

В кино сейчас непростая ситуация, поэтому, в основном, участвую в телевизионных проектах. Продолжаем работу над сериалом «Катя», также снимаюсь в сериале Константина Худякова «Однажды в Ростове». Что касается кино, то хотя на лето и назначены съемки в одном фильме, в их реальности для себя можно быть уверенным только тогда, когда в первый съемочный день ты вошел в кадр.

» Как складывается театральная карьера? Был ли трудным переход из кино в театр?

Для меня работа в театре – большая радость. Я буквально влетела в спектакль театра Современник в самом конце сезона, а потом все помчалось само собой. Сейчас играю в двух спектаклях – «Три сестры» по Чехову и «Бог резни» по пьесе Ясмина Реза.

» У вас есть роль-мечта?

Да, конечно. Но я считаю, что мечты нужно хранить в сердце, не выбалтывать – тогда они осуществятся. Я люблю, когда в роли есть все: и смешная, и трогательная, и трагическая стороны – чем больше красок, тем интереснее.

» Общеизвестно, как велика роль режиссера в фильме. Актер ведь никогда не знает, какие кадры даже из гениально отснятого материала в конечном итоге попадут в фильм.

Ненавистная зависимость…

» С кем из режиссеров было интереснее всего работать, кто повлиял на ваше становление как актрисы кино?

Павел Григорьевич Чухрай. Я тогда впервые попала в большое кино, столкнулась с процессом. Повезло, что мне достался действительно серьезный, сложный актерский материал. Поэтому, наверное, эта работа оставила самое сильное впечатление.

» Говорят, Чухрай был очень требовательным режиссером – как правило, делает сумасшедшее количество дублей.

Да, все трудности, которые подстерегают актера на съемочной площадке, в этом фильме были. Но у меня всегда так: первый раз в кино сложно, в театре сложно, в «Ледниковом периоде» сложно. Бег с препятствиями, как у спортсменов. Только спортсмены сначала разгоняются, а потом прыгают, а я сначала прыгаю, потом разгоняюсь и опять прыгаю – без разгона, сразу через препятствие…(Смеется.)

Но когда ты уже многое познал через кино, становится легче. Привыкаешь к преодолению трудностей – на съемках, в себе самом, воспитываешься…

 

Leave a Reply