Зомби атакуют!
Закрыть навсегда тему зомби, чей смысл существования состоит в том, чтобы сожрать как можно больше людей, и открыть новую главу в истории отношений людей и зомби решились Брэд Питт и Марк Форстер. Их фильм «Война миров Z» – о слабости человеческой расы и о поиске способа выживания человечества.
Поиск лекарства начал еще Уилл Смит, приняв участие в экранизации знаменитого романа Ричарда Мэтисона «Я – легенда». Если в романе людям удалось наладить диалог с мутантами, то в фильме все закончилось печально. И вот теперь новая попытка. Главный герой фильма, Джерри Лэйн, представитель ООН, путешествует по миру и беседует с теми, кто пережил войну миров, войну с зомби. Приятным путешествие по постапокалиптическому миру, по тому, что осталось от привычного мира после войны, не назовешь. Лэйн путешествует с целью найти средство, как остановить нашествие зомби и спасти человеческую популяцию от вымирания. А зомби тем временем свергают правительства, сжигают города и уничтожают все живое на планете. В основе сценария фильма – одноименный роман Макса Брукса. Он не стал писать сценарий к фильму, но роман был очень хорошо принят критиками, они даже писали, что Брукс вновь открыл миру тему зомби. Будто и без того миру проблем мало. Но в современном толерантном мире зомби давно уже заменили киношникам врагов – и крови много, и никого не жалко. Надо сказать, что с зомби Брукс знаком очень хорошо. Он написал пока всего три книги, и все три о зомби. А в обычной жизни он сын знаменитых актеров Мела Брукса и Энн Бэнкрофт, а также автор сценария нескольких сериалов.
Действие фильма происходит по всему миру, но три основных места действия – Филадельфия, Израиль и реально существующий американский авианосец «Гарри Трумен». С самого начала было известно, что ни в одном из названных мест съемки проводиться на будут. Израиль заменила Мальта, авианосец был построен в Великобритании, на аэродроме Бовингдон в Хертфордшире, там же снимались сцены в Филадельфии и московской Красной площади. А еще съемки происходили в огромном складском ангаре на востоке Лондона, в лондонском районе Canary Wharf, в Глазго, Корнуолле и Будапеште.
«Фильмы о зомби существовали всегда, – говорит режиссер фильма Марк Форстер. – Потому что именно зомби служили очень хорошей метафорой состояния общества. В 70-е, когда появились знаменитые фильмы Джорджа Ромеро, это была метафора консьюмеризма, сегодня – наш страх быть поглощенными более сильными, непримиримыми существами». Вот так обычный, в общем, голливудский блокбастер со скромным бюджетом в 125 миллионов долларов становится выразителем страхов целого поколения.
Но фильму так не везло с самого начала, что неизвестно, осталось ли что-либо в нем от оригинального произведения. Оригинальный роман, кстати, построен весь на интервью с выжившими, так что основная канва романа сохранена. Конечно, он был взят всего лишь за основу, потому что никому не интересно снимать фильм в точности как в истории, финал которой всем известен. Автор, кстати, хвалил первый вариант сценария, но после этого еще два сценариста переписывали историю. А четвертый переписывал финал, который не нравился студии. Бюджет фильма рос, съемки затягивались – а начались они, между прочим, летом 2011 года на Мальте. Премьера откладывалась, и, в конце концов, студия Paramount попросила переписать и переснять финал. Говорят, что переснимать пришлось целых сорок минут фильма, и бюджет вырос до 200 миллионов. В битве бюджетов нынешнего лета это, конечно, не самый большой. «Одинокий рейнджер» Гора Вербински стоит астрономических 250 миллионов, а вот «Железный человек 3» те же 200 миллионов долларов. «Нам самим не нравился финал, и мы предложили студии переснять его, и студия согласилась, – оправдывается Форстер. – Мы сделали всю работу заново, и на этот раз мы довольны результатом. Так бывает: ты покупаешь дом, приносишь в гостиную дорогой персидский ковер и понимаешь, что он никак не подходит к этой гостиной и к этому дому. Так и в кино». Форстер, между прочим, хорошо знаком с трудностями – ведь когда он приступал к съемкам «Кванта милосердия», двадцать второй части бондианы, началась забастовка сценаристов в Голливуде, и сценарий, по признанию Дэниела Крейга, пришлось писать ему и режиссеру. Он неплохо знаком и с успехом: его «Бал монстров» принес Хэлли Берри «Оскар». А вот с зомби работа не заладилась. Дошло до того, что четыре недели в Будапеште, где переснимали финал, он и главная звезда фильма Брэд Питт общались через парламентеров и ни слова друг другу не сказали. По слухам, Питт был недоволен тем, что съемки затягиваются, ведь, в конце концов, это его проект, проект его компании Plan B, и он должен был быть суперуспешным, но еще до окончания съемок начались разговоры, сплетни, слухи – кому это понравится? Уж точно не Питту, который не привык проигрывать и со званием суперзвезды расставаться не собирается. А неуспех проекта означает еще и его провал как продюсера.
Как бы то ни было, фильм уже готов, а режиссер не теряет оптимизма и говорит, что результатом доволен, а об остальном пусть скажут зрители, когда увидят картину. «Съемки фильма – это длинное путешествие. Ты сначала создаешь что-то, даешь этому новому жизнь, а потом выпускаешь в большой мир. Как режиссер я могу сказать, что производство кино – это всегда чудо. Каждый раз, когда ты снимаешь фильм, происходит чудо. Потому что иначе то, что в одном месте и в одно время тебе надо собрать столько людей, идей, вещей, объяснить невозможно. Но в конечном итоге надо помнить о том, что ты рассказываешь историю, а рассказывание сказок – древнейший способ коммуникации, так, что в конце концов ничего необычного в этом нет. Лишь другие средства». В этой истории только Форстер и выглядит молодцом. Не подтверждает слухи, но и не отрицает очевидного. А, между прочим, именно его вариант монтажа не был принят продюсерами, для кого угодно это было бы сильным ударом.
И когда студийные продюсеры сказали, что такой финал никуда не годится, в дело вступил Питт, который пригласил Дэймона Линделофа, писавшего сценарии к «Прометею», «Стартреку» и «Ковбоям против пришельцев». Тот, в свою очередь, сообщил уважаемому собранию, что финал переделывать бессмысленно и нужно переснимать как минимум треть фильма. Что и было сделано за четыре с половиной недели в Будапеште. И бюджет увеличился до незапланированных 200 миллионов долларов, сделав «Войну миров Z» самой дорогой зомби-историей мирового кино. Единственное, в чем студия не пошла на уступки, так это в рейтинге фильма. Чем больше зрителей посмотрят фильм, тем лучше, и Paramount настаивала на PG-13, то есть основная аудитория фильмов о зомби в зрительный зал сможет попасть без родителей. Детям же Питта придется посмотреть «Войну миров» в его присутствии – во всяком случае, Питт заявил, что просто мечтает показать фильм своим сыновьям. Вероятно, поэтому Питт настаивал на одном: он хотел выглядеть круто, во всяком случае, так говорят. Еще бы, за такие деньги да еще в присутствии собственных детей выглядеть неудачником никому не захочется.
Так или иначе, фильм был отснят, смонтирован и 21 июня выйдет в мировой прокат. И если он не оправдает вложенных в него сил и средств, это будет настоящим унижением для Брэда Питта и его кинокомпании, ведь он увел права на экранизацию из-под носа у Леонардо Ди Каприо и его кинокомпании Appian Way. Проиграть эту битву самолюбий Питт просто не может.