Свадебный переполох
Свадьбы, как и многие древние ритуалы, у всех народов мира на протяжении тысячелетий были окутаны тайнами, поверьями и приметами. С ними всегда связано множество легенд и обычаев. Так, обычай обмена обручальными кольцами пришел к нам из Древнего Египта. Символическое значение его велико, ведь круглая форма кольца означает вечность, бесконечные счастье и любовь между мужем и женой.
Как появился сам свадебный обряд? Что сохранилось до наших времен, а что кануло в Лету? Это вызывает интерес не только историков, но и невест с женихами: бывших, настоящих и будущих, а также у их гостей и родственников.
У самого слова «свадьба» даже в русском языке множество версий происхождения: оно похоже на латинское Svada – имя богини веселья у римлян; имеет общий корень с глаголом «сводить, соединять» и близко по звучанию к свату, сватье – не последним людям в устройстве свадеб. Что произошло из чего, где яйцо, а где курица – история умалчивает. Кроме того, важно учитывать, что в старину слово «свататься» обозначало «соглашаться, сговариваться». У англосаксов под словом wed (сочетать) подразумевались деньги, лошади и прочий скот, которые жених отдавал отцу невесты в качестве гарантии, залога, серьезности намерений в покупке невесты.
Известно, что у всех народов в древние времена было обязательным воровство будущих жен. А как иначе мог первобытный человек добыть себе пару? Догнал, схватил и потащил в свою пещеру (или хотя бы в ближайшее укрытие), чтобы не отобрали. На том этапе развития человеческой цивилизации даже многие животные с их брачными играми, боями за самку, танцами, серенадами, сменой оперения, а затем и помощью в выращивании потомства и верностью своей паре, сильно опережали хомо сапиенс. Окультуривание человеческой расы шло медленно. Свадьбы, так или иначе, были связаны с насилием и дискриминацией по гендерному принципу: невозможностью женщинам сделать свой осознанный выбор. Спартанцев, к примеру, с детства обучали искусству похищения девушек, что не считалось пороком или преступлением: украденная «невеста» всеми признавалась настоящей женой. Жених объявлял о намерении своим родителям, которые начинали хлопотать о свадьбе, а он тем временем воровал приглянувшуюся девушку.
У римлян тоже было принято похищать девиц. Существовала такая традиция и у варваров – германских народов. От них она перешла к славянам, но в более цивилизованной форме: во время плясок и игр мужчины выбирали себе девушек и уводили с собой.
Обряд похищения жен в древней Руси бытовал только в том случае, если избранница принадлежала к другому роду или была из другого села. Этим обычаем, часто приводящим к ссорам между родами, пользовались раскольники, считавшие лишь такой брак действительным. В этом было рациональное с точки зрения современной генетики зерно, потому что не происходило скрещивания между дальними родственниками, коими рано или поздно становятся все жители одной деревни или небольшого городка. Но в основном похищение было скорее праздничным старинным языческим ритуалом: заранее договорившись с невестой, жених после игр, веселья и плясок сажал ее в телегу или сани, ехал в лес и три раза объезжал заветный дуб или «колдовское» озеро. Позднее похищение невесты сменилось куплей, то есть похищавший выплачивал выкуп родне невесты, иногда по заранее оговоренному договору. Вот почему во время сватовства невесту зачастую называли «рядом» (ряд – договор), «товаром», а жениха – «купцом», «ряженым». А современное «отдать замуж» – это не что иное как «продать».
Всем известно, что по мусульманской традиции, если муж прилюдно трижды скажет своей жене «талах», означает, что он дает ей развод. Некоторые ученые пишут, что и одного раза достаточно для начала бракоразводного процесса. Но оказывается, что и при заключении брака было своеобразное «правило трех», и оно гораздо древнее. Еще в XVIII в. до н. э. существовал так называемый «брак по обычаю»: женщина считалась женой, если она в течение года жила с мужчиной под одной крышей и не разлучалась с ним больше чем на три дня.
До возникновения денег там, где невесту не воровали, за нее платили скотом или частью урожая. Это напоминает современный калым. Цена зависела от возраста невесты, красоты и здоровья, что логично и разумно. Неимущие могли выкуп за невесту отработать. Иногда это вынужденное рабство затягивалось на долгие годы.
Законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) включали, среди прочих статей, и семейное право, так как в браке уже тогда важную роль играло имущество, и обязательно заключался брачный контракт, непременно при свидетелях, иначе он не имел законной силы. «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена». Предварительный договор родителей жениха и невесты был прообразом современного обручения, которое, как и сейчас, не всегда заканчивалось свадьбой. Любая из сторон имела право по каким-то причинам расторгнуть договор. Если от брака отказывался жених, он не имел права требовать возвращения подарков и денег. Если же отказывалась семья невесты, жениху возвращалось все в двойном размере. Получив на свадьбу приданое, невеста не могла в дальнейшем наследовать имущество родителей. Этот вавилонский закон практически неизменным оставался в православных купеческих семьях вплоть до ХХ века. Вспомним разговор Вассы Железновой с дочерью из одноименной пьесы М. Горького. После свадьбы приданое переходило в собственность мужа, а потом наследовалось общими детьми.
Однако со временем женщины получали все больше свободы и уважения как личности, и некоторые из тех, кто побогаче и познатнее, осмеливались заявлять о своих правах. Сохранился интересный исторический документ эпохи рабовладения – брачный договор между военачальником Гераклидом и Деметрией – невестой, судя по всему, из состоятельной семьи.
«Гераклид берет Деметрию в жены. В браке она приносит за собой одежду и украшения стоимостью 1000 драхм, Гераклид же обязуется обеспечить ей все, что положено свободной женщине. Если Деметрия будет уличена в дурных делах, она теряет свое приданое, но при этом трое мужчин, которых выберут они оба, должны подтвердить Гераклиду справедливость этих обвинений. Гераклид не может ни привести в дом другую жену, ни родить детей от другой женщины, ни допустить какой-либо несправедливости против Деметрии. Если он будет в этом уличен, то Гераклид должен будет вернуть Деметрии ее приданое в 1000 драхм и сверх того 1000 драхм штрафа».
У одних народов наибольшие расходы несла семья невесты, отдавая приданое, у других – семья жениха, выплачивая выкуп. Траты на сам свадебный пир и наряды новобрачных распределялись в зависимости от местных традиций. В Грузии, например, до сих пор подвенечное платье невесты оплачивает мать жениха. В Черногории семья жениха строит дом, а семья невесты его обставляет, и неизвестно, что выходит дороже. Вариантов дележа расходов великое множество. Подарки от родственников и просто гостей тоже строго регламентировались в древности и в некоторых государствах, особенно на Востоке, так делается до сих пор. На западе же народ попрактичнее: там любят составлять и рассылать или вывешивать в интернете «лист подарков», в котором гости отмечают, что именно из этого списка они подарят. Это, конечно, разумно и полезно, но убивает романтизм и тайну подарков. То, что свадьба – мероприятие дорогое для всех его участников, было неоспоримо в любой части мира во все времена.
Обычай обмена обручальными кольцами, скорее всего, пришел к нам из Древнего Египта. Символическое значение его велико, ведь круглая форма кольца означает вечность, бесконечные счастье и любовь между мужем и женой. Цвета свадебных нарядов в старину были у всех народов разными, белое платье невесты – достаточно молодая традиция, и эта тема вкупе со свадебными украшениями и ритуалами требует отдельной статьи.