Вокруг света

Улыбающийся Будда

Мечта о путешествии в Камбоджу преследовала меня много лет: манили легенды о джунглях и путешественниках, фотографии сказочных зданий и фантастических чудовищ, и кадры из фильма «Расхитители могил», который снимали как раз в историческом центре Камбоджи, будоражили воображение. Очень хотелось посмотреть на жизнь, так не похожую на нашу, познакомиться с людьми, пережившими кровавую бойню Пол Пота и все же улыбающимися на каждой фотографии. В Камбодже мы провели всего неделю, но впечатлений хватило бы не на одну статью. Очень заманчиво было рассказать о жизни кхмеров, увиденной глазами современного европейца, но уж если начинать, то с самого начала… Итак, рассказ пойдет о поездке в Ангкор, исторический центр и символ современной Камбоджи.

Laughing-Buddha

1860 год. Француз Анри Муо, которому, видимо, наскучило сидеть в Шотландии со своей молодой женой, уговаривает Королевское географическое общество дать ему денег на экспедицию в Индокитай и отправляется в путешествие. К этому времени французы уже давно освоили Камбоджу; через 3 года Франция и Таиланд поделят, наконец, эту страну и установят протекторат. Они построят дороги и больницы, освоят местные рецепты приготовления лягушек, начнут вывозить тик, сахарный тростник и опиум. Местные жители – кхмеры выучат французский язык, не переставая удивляться, что эти «бараны» – так звучит слово «иностранец» по-кхмерски – ничего не понимают в жизни.

Экспедиция углубляется в джунгли все дальше. И вот перед изумленным Анри Муо прямо из леса, оплетенные лианами, вырастают каменные изваяния, обломки колонн, постаментов, потом целые храмы, дворцы. Из-под душной листвы на участников экспедиции смотрят лица древних бодхисатв, которые улыбаются потрясенным французам так же, как 6 веков назад они улыбались царю Джайяварману VII. Так была найдена древняя столица Камбоджи, Ангкор. Ангкор по-кхмерски значит «город».

На самом деле это только красивая легенда, растиражированная братом умершего от малярии Анри Муо и бойкими книготорговцами, которые в 1862 году издали его путевые дневники и рисунки и, говоря языком современным, просто разрекламировали находки экспедиции. Да и Королевскому географическому обществу, изрядно потратившемуся на снаряжение, реклама пришлась очень кстати. Местные кхмеры хорошо знали эти места, часто заходили поклониться каменным Буддам. Португальцы До Кото и монах Антонио ди Магдалена в ХVI веке, французский миссионер де Буйево всего за 3 года до Муо тоже рискнули пройти подальше в лес, даже оставили описания Ангкора. Но Анри Муо оказался писателем намного более талантливым, чем его предшественники, и рисовальщик он был отменный. Его энтузиазм заставил Eвропу обратить внимание и заинтересоваться далекой, таинственной Камбоджей. Именно дневники Муо и начинают отсчет второй жизни Ангкора. Его новыми обитателями сперва станут историки, археологи и реставраторы, а затем Ангкор отвоюют себе любопытные туристы.

Что же такое Ангкор и зачем больше 2 000 000 туристов, несмотря на жару и отдаленность, каждый год приезжают в Камбоджу? С начала IX века на территории Камбоджи образовалась Кхмерская империя. Царь Джайяварман II провозгласил независимость от Явы и присвоил себе титул «Бога» – так у кхмерских правителей с тех пор и повелось. Политик он, видимо, был искусный, так как с помощью интриг, подачек, обменов, подарков и военных походов к концу своего правления он объединил множество мелких княжеств в одну огромную страну. Его наследник Индраварман I основал новую столицу, Харихаралайю. Следующий царь, великолепный Яшоварман I, перепланировал, переназвал ее и получил в результате новую, большую по размеру столицу Яшодхарапуру. Смысловым и геометрическим центром этой новой столицы стал храм, который мы сегодня знаем как Бакхенг. Кхмерская империя процветает, строительство достигает невиданных масштабов: нам известны 72 крупных и больше 600 сооружений поменьше, которые возвели за первые 3 века существования этого государства.

Древние кхмеры строят храмы, дворцы и, самое главное, водохранилища и каналы. Да-да, уже тогда, в IX веке, кхмеры научились управлять дождем, нужда заставила: что же делать, если полгода идет дождь – зато другие полгода совсем сухо. Я не знаю, что читатель представляет себе при слове «водохранилище», но уверена, что реальность древних кхмерских водохранилищ превзошла бы любые ожидания: размер водохранилища-барая при Яшодхарапуре был 7х1,8 километра! Даже сегодня, при том, что от него осталась всего половина, невозможно представить, что все это сделано руками! Этот так называемый Восточный барай представлял собой очень ровно распланированный прямоугольник, по всему многокилометровому периметру облицованный камнем, с обустроенными каменными сходами и скульптурным обрамлением. В геометрическом центре водохранилища древние кхмеры насыпали искусственный остров с храмом.

В начале XII века Сурьяварман II строит храм, впоследствии ставший символом Камбоджи, – Ангкор Ват. Ват по-кхмерски значит «монастырь». Этот грандиозный ансамбль, размером 1,5х1,3 км., в отличие от всех остальных построек Ангкора, был не просто храмом, а личным храмом-мавзолеем Сурьявармана. Ангкор Ват –
это самое крупное культовое сооружение в мире.

Подойдите к ансамблю с западного главного входа на рассвете дня весеннего равноденствия. Вы увидите, как прямо над главной башней встает солнце. Одна из гипотез ученых как раз и состоит в том, что Ангкор Ват сориентировали с востока на запад с небольшим отклонением в 75 градусов от оси специально, чтобы солнце в день весеннего равноденствия вставало точно над главной башней. Пройдите по дороге между гигантскими 200-метровыми озерами, справа и слева от вас будет расстилаться ровная водная гладь; каменные змеи-наги вдоль дороги уже много веков охраняют храм. Вы приблизитесь к храму, и из силуэта на фоне влажного жаркого неба он постепенно начнет превращаться в гору с резными башнями, воротами, галереями. Первые крутые ступени проведут вас через ворота – нагромождение изукрашенных резьбой колонн, ни на что не похожих сводов, через калейдоскоп света и тени – во внутренние галереи. Здесь вас ждет новый сюрприз – рельефы.

Многокилометровый периметр галерей весь от пола до потолка покрыт рельефами. Вот Сурьяварман II побеждает врага, сидящего на слоне, вот ему помогает мифическая птица Гаруда, вот он во главе триумфальной процессии, вот он едет в паланкине, вот он во главе армии… явно тайских наемников. В галереях Ангкор Вата во всех подробностях изображены мифы о сотворении мира. Вот Вишну побеждает демонов, Вишну-Кришна верхом на птице Гаруде, а вот боги вместе с демонами взбивают молочный Океан – чем бы вы думали! – божественной змеей и горой Мандалой, чтобы получить божественную амриту, напиток бессмертия. Яма, царь подземного мира, верхом на буйволе, прекрасные небесные танцовщицы апсары – они, конечно, символизируют рай. Даже самый опытный путешественник оказывается не готов ни к размерам и масштабу рельефов Ангкор Вата, ни к богатству сюжетов, ни к мастерству древних скульпторов, и уж совсем невероятно, что все это так хорошо сохранилось вплоть до мельчайших деталей. Осталось представить себе, что все это было выкрашено в белый и красный цвета, что все сияло позолотой… Я не думаю, что есть хоть один человек, которого это зрелище оставило бы равнодушным.

В конце XI века воинственные тямы напали на изнеженных кхмеров, убили царя, разрушили столицу Яшодхарапуру и уже почти праздновали победу, но, как в фильме, геройский принц Джайяварман VII в последнюю минуту собрал народ и прогнал тямов обратно в их западные земли. На месте лежащей в руинах Яшодхарапуры он приказывает выстроить город, Ангкор Тхом, что в переводе значит «большой город». В начале XII века на старом месте вырастает невиданный по масштабу и замыслу, продуманный до мелочей ансамбль Ангкор Тхом, город-храм.

Сверху город представлял собой точно сориентированный по сторонам света квадрат 3х3 км со 100-метровыми стенами и широким 100-метровым рвом с водой. В углах квадрата возведены башни. Точно в геометрическом центре квадрата Джайяварман VII построил изысканный и величественный храм Байон. Кстати, имеет смысл вспомнить, что современные Ангкор Тхому европейские столицы были примерно в 2-3 раза меньше по территории и в 50 раз по количеству жителей – в Ангкор Тхоме жило 2,5 млн. человек!

Цари Кхмерской империи, утвердившись на престоле, довольно часто пересматривали свои отношения с религией и объявляли главным другое божество из индийского пантеона. Первые цари поклонялись богу Шиве. Символическое изображение Шивы – это так называемая линга, или каменный фаллос. И общая форма храма, и отдельные линги, стоящие и в святилищах, и у входов, и в нишах, должны были прославлять Шиву и его воплощение на земле, царя, могущество его мужской плоти и, соответственно, власти. Кстати, неповторимое по своей природной красоте святилище Кбал Спен называют «рекой тысячи линг», так как каменное дно и каменные берега этой горной реки сплошь изрезаны скульптурными изображениями линг, то есть древние кхмеры не стеснялись. Царь Сурьяварман II отождествил себя с Вишну – отсюда на его главном храме Ангкор Вате появляются жизнеописания Вишну на рельефах, изменяется символика деталей и планировки. Джайяварман VII принимает в качестве официальной религии буддизм махаяны. Таким образом, главным скульптурным символом и украшением становится фигура Будды. Теперь главный храм венчают не просто башни, а башни с гигантским изображением лика Будды. Не забывайте, что кхмерские цари отождествляли себя с «текущим» главным божеством, поэтому гигантские лица, смотрящие на вас с 23 башен, – это портреты самого Джайявармана VII! Он смотрит на вас отовсюду. И улыбается.

К Байону нужно подходить с юга, через Ворота победы. Вы остановитесь прямо по центру широкой, 20-метровой дороги, слева и справа от вас каменные боги и демоны с выпученными глазами несут тело божественной змеи-нага, а впереди с надвратной башни вам улыбается первый на этом пути Будда. Вам предстоит по этой дороге перейти через озеро-ров, войти в ворота и оказаться на длинной аллее, ведущей к Байону. Дорога направит вас через лес, сквозь деревья вы увидите остатки каменных зданий, навесы, скорее всего заметите серых обезьян. И вот – Байон. Он производит впечатление даже не отдельного сооружения, а какой-то одухотворенной каменной массы, сплошь покрытой скульптурами и рельефами. Сверху на вас смотрят лики Будды, точнее, бодхисатвы Авалокитешвары, с благостной, всепонимающей и всепрощающей улыбкой. Конечно, вы заберетесь наверх по крутым ступеням – будьте осторожны! – подивитесь неповторимым по тонкости и изяществу рельефам, но вы все равно, где бы ни были, будете искать взглядом эту чудесную улыбку.

Для меня путешествие в Ангкор закончилось в Байоне. Конечно, наша маленькая группа объездила еще много храмов и памятников, мы забирались на горы и ставили курительные палочки в святилищах, но мыслями я осталась в Байоне. Я согласна с Сомерсетом Моэмом, который когда-то написал, что «это самое фантастическое здание в мире… я ничего не видел более чудесного».

автор:   Юлия Юсфина

Leave a Reply