«Тихо, играет Рихтер…»
Помню, как в начале 70-х я зашел к однокласснику. Было нам лет по 10, и мы переговаривались в прихожей, пока он собирался на улицу, с кухни из трехпрограммного стандартного радиоприемника раздавалось фортепиано, и, когда мы стали излишне шуметь, к нам вышла его мама и как-то не строго, но торжественно сказала: «Тихо, играет Рихтер»… Нельзя сказать, что в стране все знали и разбирались в классической музыке, но, безусловно, вокруг имени Святослава Рихтера сложился своего рода культ. Чуть позже, уже в старших классах, я осознанно переслушал несколько его записей, но первой была, а это я точно помню: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. У меня до сих пор в коллекции есть эти виниловые пластинки, выпущенные фирмой «Мелодия».
И неудивительно, что в год 100-летия Святослава Рихтера «Мелодия» осуществила уникальный амбизиозный проект, связанный с изданием 50-дискового издания редких записей Святослава Рихтера. В издание вошли преимущественно концертные записи пианиста (а многие ценят их больше, чем студийные), часть из них никогда не публиковалась ранее. Записи преимущественно были сделаны в интервале 1962-1983 годов в Москве. Кроме того, в издание вошло одно из первых исполнений, так любимых мною у Рихтера, «Картинок с выставки» 1949 года, а также записи с супругой Ниной Дорлиак (сопрано) на концерте в Будапеште в 1958 году и домашние репетции с ней перед концертом, что представляет несомненный интерес для ценителей творчества музыканта. Я бы отметил также ансамбли с такими выдающимися музыкантами, как Давид Ойстрах, Олег Каган и Юрий Башмет.
Эксклюзивное лимитированное издание выполнено в виде бокса, «под рояль с пюпитром», 50 cd, 5 эксклюзивных открыток, буклет на 4 языках и эксклюзивную сумку с логотипом издания. Прекрасный подарок и украшение любой музыкальной коллекции.
Пять дисков с декабря из бокса доступны в цифровом формате на таких ресурсах, как iTunes и Amazon. Кроме «Мелодии», пластинки Рихтера выпускали и крупные компании: Deutsche Grammophon, EMI, Decca, Philips, Columbia и RCA Victor (сейчас Sony Masterworks). Надо заметить, что тема «Рихтер и Великобритания» требует еще своего отдельного изучения. Летом 1961 года состоялись первые гастроли Рихтера в Англии и его знакомство с выдающимся английским композитором, дирижером и пианистом Бенджамином Бриттеном, впоследствии у них вышло немало записей их совместных выступлений (BBC, Decca). Вообще у Рихтера вышло много замечательных записей, сделанных британскими компаниями.
Святослав Рихтер – уникальное явление на музыкальной сцене XX века, пианист с высочайшей техникой и с огромной глубиной прочтения и интерпретации материала (чего, мне кажется, часто не хватает многим современным пианистам), его репертуар поражает стилистической широтой. Когда начинаешь писать про людей такого уровня, понимаешь, что все слова про них уже сказаны. Прилагательные, как колонны у здания, уже незыблемо стоят у его имени, и практически невозможно придумать что-то новое. Впрочем, читать про музыку, не слушая и не погружаясь в нее, – занятие пустое. Слушать классическую музыку не просто, она не может звучать фоном или в машине. Практически всегда нужно некое усилие и настрой, но это того стоит, более того, это просто необходимо для любого культурного человека.
Святослав Теофилович Рихтер (7/03/1915 – 1/09/1997) – один из крупнейших и значимых пианистов XX века, основатель ряда музыкальных фестивалей. В 1947 году окончил Московскую Консерваторию. В 1952 году исполнил роль Ференца Листа в кинофильме «Композитор Глинка». Народный Артист СССР и первый в стране обладатель премии «Грэмми» (1960). За 55 лет выступлений дал более 3500 концертов (последний – в 1995 году в Любеке), записал сотни пластинок.
Есть вещи, которые могут переходить из поколения в поколение. Записи Рихтера – из их числа. Возможно, когда-нибудь ваши дети, приложив палец к губам, скажут своим детям: «Тихо, играет Рихтер»…
Фирма «Мелодия» была образована в 1964 году вместо существовавшей ранее Всесоюзной Студии Грамзаписи. Она объединила студии звукозаписи из восьми городов Союза. Будучи монополистом по производству грампластинок, «Мелодия» выпустила записи классической, народной, джазовой и эстрадной музыки, детские и литературные записи. Особую ценность представляют записи классической музыки в исполнении таких дирижеров, как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, выдающихся исполнителей, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович и других замечательных музыкантов. Сейчас «Фирма Мелодия» – федеральное государственное унитарное предприятие, выпускающее не только архивные записи (а это более 300 000 пленок), но и новые проекты.
https://m.facebook.com/firmamelodia/posts/318305925030561
Генеральный директор «Мелодии» Андрей Кричевский специально для нашего издания анонсировал ожидамые новинки 2016 года: «Мы планируем издание всех записей Эмиля Гилельса (полный комплект всех записей «Мелодии») и не обойдем стороной юбилей Шостаковича. В начале года порадуем записями Мориса Равеля с Евгением Светлановым, издадим сонеты Бетховена для виолончели и фортепиано с Даниилом Шафраном и Григорием Гинзбургом, Андраша Шиффа с Дмитрием Китаенко, планируем диск Камерной музыки с Андреем Гавриловым, Иваном Монигетти и Анатолием Камышовым. Особое место в коллекции изданий «Мелодии» займет бокс с записями Владимира Софроницкого 5 cd + фильм Андрея Кончаловского о пианисте».
Автор благодарит за помощь первого заместителя генерального директора ФГУП «Фирма Мелодия» Карину Абрамян.