Лондон

St Catherine’s docks

St Catherine’s docks,

St. Katherine’s Way, E1W 1UH

В каждом большом городе есть что-то, являющееся основополагающим для его развития. Где-то, как в Москве, это городская крепость, а в Иерусалиме такую роль могут играть религиозные святыни. Что же касается Лондона, то стержнем, вокруг которого вырос город, является не что иное, как река, то бишь Темза. Если в Средневековье Темза была «всего лишь» источником питания и транспортной артерией, то позже, в эпоху Возрождения, именно Темза сделала Лондон мировой столицей. Ведь отсюда отправлялись суда на открытие новых колоний, и сюда же они возвращались с заморскими товарами. Экспансия Вест-Индской компании в конце XVIII века и наполеоновские войны потребовали новой инфраструктуры, и, начиная с устья реки, вплоть до самых западных районов города по обе стороны Темзы выросло множество причалов, доков и складских помещений.

Самым ближайшим к Сити оказался док св. Екатерины, основанный в 1827 году на месте средневековой больницы св. Екатерины: ее патроном когда-то была Екатерина из Арагона – первая жена Генриха VIII. На то время это был один из амбициознейших проектов в истории города, над которым трудилось более 2500 человек. Строительный мусор, оставшийся после сноса трущоб, где когда-то ютилось 11 000 бедняков, сплавили вверх по реке и задействовали в возведении нового фешенебельного района Белгрейвия. Док был задуман в форме двух соединенных между собой бассейнов, Западного и Восточного, выходящих в реку через специальный шлюз. Такая революционная для своего времени конструкция создала исключительно длинные пристани; склады же разместили как можно ближе к ним, тем самым сократив время стоянки судов.

Вместе со складами на Cutler Street и Commercial Road через док св. Екатерины ежегодно проходило около полумиллиона кулей шерсти (чтобы наполнить один куль, требуется шерсть с 60 овец), более 30 тыс. тонн чая, почти вся ввозимая в Британию слоновая кость (один из складов, сохранившихся до наших дней, до сих пор

называется Ivory House), а у Мраморной пристани разгружались суда из Италии с ценными строительными материалами.

В то же время док св. Екатерины стал местом, где, по словам современника, любой горожанин «без какой-либо репутации и без каких-либо нужных в других местах рекомендаций» мог легко получить работу и заработать себе кусок хлеба на день на разгрузке судна. Хотя официально в штате дока состояло всего 120 грузчиков, бывали дни, когда док обеспечивал работой до 2000 человек.

Днем 7 сентября 1940 года немецкие самолеты люфтваффе совершили первый массовый налет на лондонский порт, полностью разрушив склады у Восточного бассейна дока св. Екатерины. Во время бомбежки загорелась кокосовая стружка, хранимая на складе, после чего огонь перекинулся на парафин, который вылился на воду и на несколько дней превратил весь док в один горящий котел.

Потеряв почти все складские помещения, док св. Екатерины тем не менее внес свою лепту в победу над Германией – на его территории солдаты тренировались в наведении понтонов перед высадкой десанта в Нормандии.

Появление многотоннажных судов, а также разрушения, нанесенные люфтваффе во время Второй мировой войны, предрешили судьбу дока, и к концу 60-х годов на месте складов появились первые апартаменты.

Реконструкция дока св. Екатерины стала символом реформ, охвативших весь постиндустриальный Лондон. Эта была первая и весьма успешная попытка преобразовать викторианскую инфраструктуру в современный проект, отвечающий реалиям нынешнего времени.

Сегодня док св. Екатерины – это смесь частных и общественных зданий, кафе, ресторанов и престижных квартир. Но если вы окажетесь в этом уголке спокойствия и благополучия, вообразите себе, как всего двести лет назад через эти места проходила половина богатств Британской империи.


View Larger Map

Leave a Reply