Секрет успеха британской моды
Представьте себе точку на карте, где можно купить одежду своей мечты: узкие брюки-дудочки, как у Кейт Мосс, струящиеся платья-рубашки цвета взбитых сливок, словно позаимствованные из последней коллекции Marios Schwab, кукольные коктейльные платьица, рок-н-ролльные кожаные жакеты, широкие ремни для осиной талии, лаконичные и элегантные тренчи, роскошные кашемировые свитера с эксцентричными принтами и утонченное шелковое белье с именной монограммой. Амбициозные фантазии? Вовсе нет! Подобный шопинг в Британии является скорее нормой, чем исключением из правил, а Лондон наравне с Парижем, Миланом и Нью-Йорком принято считать одной из мировых столиц моды. Именно сюда стекаются сливки модного мира, чтобы в атмосфере полной творческой свободы создавать невероятные эксцентричные вещи, покоряющие умы и сердца ведущих модников планеты. В чем же секрет успеха британской моды? За годы существования журнала нам удалось проинтервьюировать большое количество талантливых дизайнеров, живущих и творящих в Лондоне. Некоторые из них только начинают свой путь к успеху, другие уже сумели добиться мирового признания. Для каждого из них британская столица не просто точка на карте – это прежде всего творческая мастерская, где эстетические провокации стали нормой. Именно oни создают новый облик модной Британии, таланты, которым не откажешь в деловой смекалке и которые творят в разных направлениях.
«Лондон – полноценный соавтор моих коллекций. Он заряжает меня оптимизмом, не позволяет впасть в уныние и почивать на лаврах», – признается кавалер ордена Британской Империи, знаменитый модельер, создававший сумки по специальному заказу королевы, Аня Хиндмарш.
Послужной список дизайнера впечатляет: она и член совета директоров Британского совета моды, и дизайнер года – 2007, и попечитель Королевской академии искусств и Музея дизайна. Первый магазин дизайнера на лондонской Уолтон-стрит открылся в 1993 году. Сумки с фотографиями стали моментально пользоваться успехом: технология печати на ткани позволила сделать вещи по-настоящему индивидуальными. Клаудия Шиффер и Сара Фергюссон украсили сумки Хиндмарш фотографиями собственных детей, дальше были пингвины, котята, слоганы, фотографии из повседневной жизни. Каждые три года оборот компании удваивался. Настоящей сенсацией стала тряпичная сумка-шоппер со слоганом «Я не полиэтиленовый пакет». На сегодняшний день оборот компании Anya Hindmarch составляет 30 миллионов фунтов стерлингов, а магазины бренда можно найти в 19 странах мира. Однако функции успешного дизайнера не ограничиваются созданием сезонных коллекций – с недавнего времени Аня Хиндмарш является независимым консультантом в совете директоров Британского совета моды. По ее мнению, британская мода находится в хорошем положении: «У нас по-прежнему огромное количество талантов – как местных, так и приехавших работать и учиться в Лондоне. Моя задача – передать им навыки ведения бизнеса, помочь развить собственное дело, научить их самоокупаемости. На сегодняшний день Лондон занимает поистине уникальную нишу в индустрии моды – здесь проходят показы и больших домов, например, Burburry, Tom Ford и Vivienne Westwood. Рядом с ними – новички Erdem, Jonathan Saunders, Giles Deacon, Osman. Однако эта молодежь уже успешно продается по всему миру, а значит, для байеров стало особенно важно приезжать на лондонские показы. Во время модных дефиле в последние несколько лет было отмечено рекордное количество зарубежной прессы и байеров –наступило очень интересное время для лондонской Недели моды и британской моды как таковой!» Еще один звездный британец, Мэтью Уильямсон, прославился после того, как троица супермоделей – Кейт Мосс, Хелен Кристинсен и Амбер Валетта – обратила внимание на его шарфы и расшитые бисером сумки. Этот эпизод вдохновил Мэтью на создание собственного бренда, планомерное развитие которого не помешало ему стать креативным дизайнером дома Pucci и запустить свою парфюмерную линию.
«Мне всегда хотелось раскрасить серые лондонские будни в яркие, жизнеутверждающие краски, и выбор цвета для меня – одна из любимых стадий создания коллекции. Возможно, именно поэтому мне как модельеру удалось добиться такого успеха в Лондоне. Моим клиенткам пришлись по вкусу эксперименты с ярким чистым цветом, словно контрастирующие с монохромными оттенками нескончаемого дождя. Образ от Мэтью Уильямсона рентабелен и многогранен».
Дизайнер, коллекции, которого всегда отличали яркие цвета, продолжает активно осваивать новые направления и считает, что в будущем английские брeнды будут так же известны, как французские и итальянские: «Существует три сценария развития бренда. Первый, и наиболее типичный, – это когда ты делаешь шоу, получаешь много отзывов в прессе, но твой бизнес разоряется. Второй сценарий: ты избегаешь провала, за тобой наблюдают профессионалы модной индустрии и в итоге твой бренд покупают. Это случилось со Стеллой Маккартни и Александром Маккуином – их компании купил концерн Gucci. Так ты становишься частью мирового бренда. Я иду по третьему пути: работаю самостоятельно и развиваю свой бренд. Это самый сложный путь, но до сих пор мне сопутствовала удача». Аннетта и Даниэла Фелдер, хозяйки-основательницы моднoго дома Felder Felder и сестры-близнецы, влюблены в Лондон всей душой. В 2006 году они окончили Central Saint Martins и выпустили дебютную коллекцию, заставив всех модников британской столицы выстроиться в очередь. Их студия – в недрах богемного лондонского района Ladbroke Grove. В крохотной мастерской голые бетонные стены, теплый рассеивающий свет и одежда. Повсюду вешалки с пронумерованными образцами эксцентричных платьев и пиджаков.
«Нас вдохновляет народ на улицах Лондона, противоположность и контраст», – в один голос говорят дизайнеры. «Лондон позволил нам до конца реализовать идею нашего бренда, которая заключается в сочетании несочетаемого и обострении противоречий. Если ваш стиль – мальчишеский, мы предлагаем его облегчить, сделать чуть сексуальнее. Но если вы предпочитаете рафинированно-женственный образ, мы сделаем его жестче. Самым утонченным вечерним нарядам мы добавим острых углов и характера», – добавляет Даниэла.
Возможно, именно поэтому коллекции Felder Felder практически целиком скупает муза лондонской моды – Кейт Мосс. Вторит сестрам Felder и успешный дизайнер греко-австрийского происхождения Мариос Шваб, несколько лет назад назначенный на престижную должность креативного директора легендарной модной марки Halston. Его студия расположена на окраине Лондона, в Дальстоне. В последнее время сюда съезжается все больше модной публики: дизайнер Кристофер Кейн открыл свой магазин, его коллега Гарет Пью – студию.
«Я часто бываю в Нью-Йорке по работе, но переезжать в Америку насовсем не хочу, – говорит Шваб. – Лондон меня вдохновляет. Здесь можно творить в любом ключе, отступить от коммерческих образов, столь свойственных моде Нью-Йорка».
Успешный дизайнер воспевает изгибы стройного женского тела, его одежда напоминает чувственный стиль классической школы кутюра, а значит, не может не понравиться женщинам, которые жаждут покорять мужчин. С небольшой поправкой на авангардные элементы кроя и дух противоречий, которым пронизаны все вещи модельера. Еще одна модная история, напоминающая волшебную сказку, – феноменальное восхождение к успеху британского модельера Алис Темперли. Выросшая на ферме девушка превратила детское увлечение модой в многомиллионный бизнес. Марка Temperley стала олицетворением женственности и индивидуальности. Журналы мод Великобритании и Америки посвящают ей свои развороты. Голливудские звезды Сара Джессика Паркер, Гвинет Пэлтроу и Ума Турман блистают в нарядах от Temperley на мировых премьерах и светских мероприятиях. Сегодня одежда этой марки представлена в 35 странах мира. Известный модельер приписывает собственный успех упорной работе и хорошему образованию в сфере моды:
«Я окончила известный колледж Сен-Мартин, затем последовала учеба в Королевском колледже искусств. Тогда я создала свою первую коллекцию всего из 30 вещей и продала их в 15 магазинов. Полгода я провела в Гонконге, работая с итальянскими и английскими дизайнерами, у которых очень многому научилась. Впервые мы о себе заявили в 2000 году на Неделе моды в Лондоне. Мы старались заполнить ту нишу, которая пустовала. Это одежда для женщин, придуманная женщиной. Я путешествую, хожу на вечеринки и создаю то, в чем мне самой было бы приятно появиться при удобном случае. Я часто разговариваю с женщинами и интересуюсь их вкусами и предпочтениями в моде. В общем, у Temperley каждый может выбрать для себя что-нибудь особенное».
Алис считает, что лучше всего дух марки воплощают Наташа Поли и Кейт Мосс – обе обладают необычной внешностью и уникальным чувством стиля. Ведь Temperley – это прежде всего состояние души и стиль жизни. Конечно, группа дизайнеров в компании держит руку на пульсе моды, но определяющими факторaми в создании коллекций являются впечатления от путешествий, выставок, книг, музыки. Это то, что, по большому счету, направляет моду. Сама жизнь формирует Temperley, а уже затем Temperley становится модой.