Самый востребованный характерный актер Британии
Джим Бродбент – один из самых востребованных английских актеров, чье творчество поражает многообразием и разносторонностью сыгранных ролей. Дебют в кино – эпизодическая роль в фильме Ежи Сколимовского «Вопль». С тех пор снялся в огромном количестве ролей, многие из которых отмечены престижными премиями: English Academy Award, BAFTA, Emmy, Golden Globe. Среди наиболее известных работ – фильмы «Айрис», «Мулен Руж», «Дневник Бриджит Джонс». Недавно вышел на экраны фильм «Проклятый Юнайтед», где актер выступил в роли друга знаменитого тренера английского футбольного клуба «Лидс Юнайтед» Брайана Клафа. А в июле выходит фильм «Гарри Поттер и принц-полукровка», где Джим снялся в роли учителя и наставника Гарри Поттера – Хораса Слагхорна.
Джим, недавно вышел на экраны фильм «Проклятый Юнайтед» с вашим участием. Это реальная история?
Да, в основу фильма положен подлинный факт: в 1970-е годы в течение очень короткого времени пост менеджера футбольного клуба «Лидс Юнайтед» занимал английский тренер Брайан Клаф – личность легендарная, с потрясающей харизмой. Я сыграл роль предыдущего главы клуба Сэма Лонгсона.
Футбол в жизни англичан играет очень важную роль. Какие факторы были для вас определяющими, когда вы согласились на эту роль?
Этот фильм – не классический спортивный фильм, фабула которого строится на матче, его результатах, победителях и побежденных. «Проклятый Юнайтед» не столько о футболе, сколько о взаимоотношениях людей, задействованных в этом спорте: футбол здесь – фон, на котором эти отношения развиваются. Я помню это время, этих людей, эту историю, и когда я прочел сценарий и книгу, все это всплыло в моей памяти. Питер Морган написал очень хороший сценарий, он прекрасный сценарист, автор скриптов к фильмам «Фрост против Никсона», «Королева», к телефильму «Лонгфорд», снятому тем же режиссером, что и нынешняя лента, – Томом Хупером.
Я работал с Питером Морганом и Томом Хупером раньше, и это было здорово. Фильм «Лонгфорд» получил ряд премий – BAFTA, Golden Globe, Emmy. Я был очень рад вновь оказаться в их великолепгной команде.
Я слышала, что после публикации книги, легшей в основу фильма, было возбуждено судебное дело: некоторые футболисты обвинили автора в том, что он исказил факты.
Это правда. Некоторые футболисты, игравшие в «Лидс Юнайтед» в то время, считали Брайана Клафа грубым и несправедливым; они были против его назначения на должность менеджера и всячески осложняли его работу. Брайан продержался на этом посту только 44 дня. В книге (которая отличается от сценария) эти футболисты были описаны в не слишком лестных тонах, и они подали иск. Кстати, один из них выиграл дело, и все упоминания его имени в книге были убраны в последующих изданиях.
Вы только что сыграли роль в детском фильме «Гарри Поттер и принц-полукровка». Вы читали книги?
Я прочитал первую книгу из серии о Гарри Поттере, но не читал все последующие продолжения.
Вы снимались во многих фильмах. «Гарри Поттер и принц-полукровка» – единственная фантазийная лента?
Был фильм в 2008 году – «Чернильное сердце» по книге Корнелии Функе. И еще один детский фильм – «Воришки» – о крошечных человечках, живущих под досками пола.
Был ли это какой-то новый интересный опыт для вас? Расскажите, пожалуйста, о съемках в «Принце-полукровке».
Это было нечто совершенно отличное от других фильмов – уникальный мир Гарри Поттера, воспроизведенный в студиях. И хотя это была шестая лента в серии о Поттере, я впервые был приглашен на роль. Это был потрясающий опыт – увидеть, как этот сотворенный фантазией мир оживает, разворачивается в действии – экстраординарные декорации, необыкновенные персонажи.
Гарри Поттер и принц-полукровка» – британский фильм. Однако вы не раз снимались и в Голливуде. Отличается ли работа в голливудских студиях от британских?
На самом деле я не так уж много снимался в Голливуде. В Нью-Йорке я снимался в фильме Вуди Аллена, также две недели провел там во время съемок картины «Индиана Джонс и Королевство xрустального черепа». Мне кажется, участие в фильме Вуди Аллена мало чем отличалось от процесса, характерного для европейского малобюджетного фильма, а вот «Индиана Джонс» – типичный пример широкомасштабного фильма, сработанного в голливудских студиях, хотя там действуют те же правила, что и в других студиях.
Не так много британских актеров часто задействованы в Голливуде. Мне кажется, что одна из причин, по которым вас так часто приглашают сниматься в американских фильмах, то, что вы очень характерный актер. Вы постоянно удивляете, представляете абсолютно разные типажи.
На мой взгляд, существует два пути. Один, особенно характерный для молодых красивых актрис и актеров, – это постоянный имидж, который зрители знают и хотят видеть вновь и вновь: меняются акценты, детали, но в целом актеры остаются более или менее постоянным образом самих себя на экране. Другой путь – поиск и изобретение новых характеров, отличающихся от уже сыгранных. Для меня такая работа – огромное удовольствие. Мне кажется, такой подход вообще более типичен для британских актеров, нежели для американских – возможно, это связано с нашей театральной традицией. Поэтому британских актеров и приглашают в Штаты играть характерные роли.
Вы часто озвучиваете роли, особенно в мультипликационных фильмах.
Это довольно интересная часть моей работы и не такая простая, как кажется на первый взгляд.
Нередко приходится работать одному, озвучивая свою часть в присутствии режиссера, но без участия других актеров, при этом довольно сложно представить себе всю картину в целом.
Некоторые годы в вашей карьере отмечены особенным успехом: например, в 2001 году вы получили множество наград – «Оскар», BAFTA, Golden Globe.
Да, это был удачный год. В предыдущем году я получил свою первую международную премию – на Венецианском кинофестивале за фильм «Кутерьма». На следующий год был «Мулен Руж». Мне кажется, в том, что я получил тогда так много премий, сыграло роль то, что я сыграл два столь разных характера – один за другим.
В фильме «Айрис» вы сыграли роль самоотверженного мужа знаменитой писательницы Айрис Мердок – Джона Бэйли, за которую, кстати, получили «Оскар» в номинации «Лучший актер второго плана». Как вам далась столь драматичная сложная роль?
Для меня этот мир был знаком – я столкнулся с болезнью Альцгеймера в своей семье за пять лет до фильма: болела моя мать. Меня очень растрогал сценарий, а актриса Джуди Денч в роли Айрис была просто великолепна. Так что, несмотря на трагизм и эмоциональный накал фильма, весь процесс работы над ним был отмечен творческим подъемом: мы не чувствовали себя эмоционально изможденными и опустошенными, как-то удавалось удерживать баланс.
Недавно мне попал в руки журнал, где был опубликован список «100 наиболее успешных людей в британском шоу-бизнесе». Ваше имя значилось в этом списке, равно как и информация о заработках, бизнесе и т.д. Мне кажется, это ужасно, когда такие личные сведения становятся достоянием широкой публики.
Однажды я прочел в одной статье цифру моего дохода за фильм – она в 10 раз превышала реальную! Не стоит доверять такой информации, никто не знает реальные суммы, и я не представляю, откуда журналисты выкапывают эту конфиденциальную информацию.
Ваша жена – художник?
Когда мы встретились, она работала дизайнером по костюмам в театре. Анастасия также создавала сценографию к спектаклям. Позднее у нее была компания по прокату театральных костюмов, которую она продала, и сейчас она работает как художник.
В каком стиле работает Анастасия?
В основном в абстрактном стиле, однако в последнее время стала создавать работы более фигуративного плана – пейзажи, например.
Вы поддержиаете жену в ее творчестве?
О да! Для Анастасии мир театра, кино и телевидения, в котором я работаю, не чужой: она много лет трудилась в театре. Поэтому она прекрасно понимает и чувствует меня, мою работу, не будучи при этом лично задействованной, – никакого соревнования, столь характерного для семей, где оба супруга актеры.
Над чем вы работаете сейчас? Есть ли проекты на будущее?
Следующий фильм, в котором я буду сниматься, – режиссера Майка Ли. Я уже участвовал в целом ряде его кинолент. Мы начали съемки в апреле и планируем закончить к октябрю, но сценария как такового нет, он развивается по ходу репетиций, исследований, импровизаций – это длительный процесс. А что потом – пока неизвестно!