Роберт Раушенберг
За мутным, давно не мытым стеклом комиссионного магазина стояла ангорская коза. Точнее, ее чучело. В этой запыленной витрине, среди всякого безнадежного хлама коза выглядела такой грустной и несчастной, что высокий молодой мужчина, остановившийся у магазина, почувствовал жалость. «А может и сгодится», – подумал он и открыл дверь в магазин. Владелец запросил за чучело 35 долларов, у покупателя нашлось только 15. Сговорились, что недостающую сумму он занесет, как только заработает. С козой в руках молодой человек по имени Роберт Раушенберг отправился к себе в студию – превращать чучело в предмет искусства. Дело было в Америке, на дворе стоял 1955-й.
Более полувека спустя коза пересекла Атлантику. Вы можете увидеть ее в лондонской галерее Тейт Модерн, на масштабной выставке одного из самых известных американских художников XX века Роберта Раушенберга – первой ретроспективе после его смерти в 2008 году. Нужно только отыскать в залах произведение под названием «Монограмма» (1955-1959). Что может оказаться не так просто, как кажется на первый взгляд: ведь кураторам этой грандиозной экспозиции пришлось вместить в музейное проcтранство шесть десятилетий творчества фантастически креативного, всеядного и неугомонного художника, всю жизнь фонтанировавшего идеями и воплощающего их во всех мыслимых формах искусства.
Роберт Раушенберг плохо укладывается в рамки стилей и определений – он всегда отрицал иерархию, границы и привычные стандарты в искусстве, творил в самых разнообразных жанрах и техниках: создавал живопись, «комбинированные картины» из различных материалов, скульптуру, керамику, фрески; занимался реди-мейдами, коллажами, ассамбляжами, объектами, инсталляциями, световым дизайном, иллюстрациями, шелкографией, литографией, медиаартом, хореографией, театральными декорациями и костюмами, музыкой, фотографией, видео.
Общепризнанный гуру поп-арта, он работал также в абстрактном экспрессионизме, концептуальном искусстве, перформансе, постоянно переступая границы стилей, жанров, видов, объединяя то, что казалось несоединимым, переворачивая с ног на голову, переосмысливая и задавая вопросы. Раушенберга всегда глубоко интересовало плодотворное взаимовлияние художников, инженеров, ученых, последние достижения печати с разными материалами на синтетических поверхностях, эксперименты с новейшими технологиями. Он не замыкался в студии, с воодушевлением относился к совместной работе художников разных направлений, был открыт миру, много путешествовал.
Раушенберг говорил, что хотел бы работать «между искусством и жизнью», чтобы найти точку, где они либо встретятся, либо сольются в единое целое. Художник Джек Творков сказал однажды, что Раушенберг всегда «стремился зайти за линию, по которой для других проходила граница искусства».
Robert Rauschenberg
До 2 апреля 2017
Tate Modern
Bankside, London SE1 9TG