Лондон

Red House

На юго-востоке Лондона, в Bexleyheath, находится здание, о котором художник-прерафаэлит Данте Габриэл Россетти как-то сказал: «Это более поэма, нежели дом».

Собственно, таким и задумывал его другой знаменитый английский мастер – Уильям Моррис, создавая «прекраснейшее место на земле» для себя, семьи и друзей. «Красный дом» (Red House) – уникальное творение Уильяма Морриса и архитектора Филиппа Уэбба – был завершен в 1860 году. Моррис – одна из ключевых фигур в мировом искусстве и дизайне XIX столетия: поэт, художник, ремесленник и дизайнер, основатель «Движения искусств и ремесел» (Arts and Crafts). Red House был не просто домом – он воплощал философию нового движения. Моррис находился под глубоким влиянием морально-этической утопии Джона Раскина с ее идеалами простоты и справедливости; задумывая Красный дом, он надеялся воплотить их в реальность. В этом доме художник хотел «добиться полного тождества собственной реальной жизни, ее человеческих связей и предметного окружения с идеальным художественным замыслом». Создать пространство, в котором гармонично соединились бы архитектура, живопись, декоративное искусство. Некую матрицу идеальной среды для жизни, облагороженной искусством.

Красный дом стал чем-то вроде архитектурной бомбы: во времена, когда в моде была пышная викторианская псевдоготика, он знаменовал собой новое направление в архитектурном дизайне. Уэбб спроектировал дом по типу массивного английского деревенского коттеджа из красного кирпича с крутой крышей, выложенной черепицей, и окнами, различными по форме, – квадратными, прямоугольными, круглыми; в некоторых из них стояли витражи.

В интерьерах – простота и естественность; белый цвет стен, подчеркивающий выразительность фресок, гобеленов, витражей, мебели. Все – от портьер до дверных ручек – выполнено руками художников и ремесленников. Триптих Россетти на темы поэзии Данте Алигьери, росписи и витражи Берн-Джонса – все в этом доме дышало искусством рукотворным, эмоциональным, творящим уникальную ауру, созвучную его обитателям. Моррис призывал: «Не имейте в своем доме ничего, что бы вам не пригодилось или не казалось красивым».

Конечно, в первую очередь Red House был семейным домом: сюда 25-летний Уильям привез свою молодую жену Джейн Берден, здесь родились их две дочери. Джейн была музой и любимой моделью не только Морриса – на многих полотнах художников-прерафаэлитов запечатлен ее образ. Из семейного Красный дом вскоре превратился в общину художников-единомышленников. Однако, как мы знаем, идеалы высокой эстетики не очень приживаются в реальной жизни: спустя пять лет Моррису пришлось отказаться от Красного дома – по прозаическим финансовым причинам. Художник никогда более не возвращался сюда – говорил, что вновь увидеть дом было бы выше его сил.

За прошедшие затем 150 лет у дома сменилось несколько владельцев. Его последние хозяева – семья Hollamby, проживавшие здесь начиная с 1952 года, сделали очень многое для того, чтобы вернуть интерьерам дома их первоначальный вид.

Несколько лет назад Красный дом перешел в собственность Национального траста и сегодня открыт для публики. Лучше всего приехать сюда весной, когда цветут деревья и окружающий сад светится, благоухает, наполнен голосами птиц. За красными кирпичными стенами вас встретит мир, созданный Уильямом Моррисом, Филиппом Уэббом, Берн-Джонсом и Данте Россетти; войдя в него, хочется остаться здесь надолго.

Red House

Red House Lane, Bexleyheath,
London DA6 8JF
Telephone: 020 8304 9878

Leave a Reply