КнигиКультура

Читай с Маргаритой Баскаковой

Прошлое определяет настоящее. И как бы ни старались его исказить или затереть, оно всё равно пробьётся ростками и отбросит тень на будущее, заставляя нас вновь и вновь возвращаться обратно.

Все мы живём в мире предрассудков, которые настолько прочно укоренились в нашем сознании, что вычленить оттуда мифы и отделить их от реальности зачастую не представляется возможным. Большая часть предрассудков лежит в основе общественной атмосферы тревоги и страха. Люди живут в состоянии постоянной угрозы извне, которую они не могут предотвратить. В книге «Обман и страх. Миф глобального хаоса» Пино Арлакки разносит в пух и прах наиболее распространённые предрассудки и предлагает конструктивное решение многих актуальных проблем. Речь идёт о создании мира, в основе которого лежат солидарность, толерантность и взаимовыгодное сотрудничество. Сам Арлакки сделал себе политическую карьеру в ООН, где он сначала был депутатом Европарламента, затем заместителем Генсека ООН, исполнительным директором Управления по наркотикам и преступности ООН. Вокруг его личности ходит много легенд и неясных слухов, но бывший политик никак их не комментирует, он взялся за перо и пишет книги-разоблачения. Так, например, в «Мафии-предпринимательнице»  (La Mafia Imprenditrice) он делает анализ мафии нового типа, рассказывает о финансовых убежищах и говорит о мафиозных центрах транснациональной власти. И, кстати, пишет любопытные вещи о Ходорковском, то ли создавая новые мифы, то ли развеивая старые…

Издательство «Кучково поле», 2018

* * *
Музей – одна из самых популярных форм проведения досуга и получения дополнительного образования. Но вряд ли мы знаем, как музеи появились, развивались и как они влияют на общество. Это тема для узкого исследования такой науки, как музеология. Но сегодняшняя музеология не возможна без взаимодействия с посетителями музеев, потому что сама форма этого важнейшего института памяти трансформируется, и без подобного сотрудничества трудно понять, что и как необходимо менять в столь консервативном способе передачи информации. В своей книге «Как читать и понимать музей. Философия музея» музейный работник и музеолог З.А. Бонами переосмысляет природу музея и его философию. Он рассказывает в шести тематических очерках о ярких эпизодах из жизни всемирно известных музеев: Лувра, Британского музея, Музея Метрополитен, Эрмитажа, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и др., надеясь заглянуть в будущее музея как важнейшего института памяти.

Издательство «АСТ»

* * *

В Германии, в Берлине, в 1987 году в Межсоюзной тюрьме Шпандау сидел один единственный заключённый – Рудольф Гесс. Он оказался там после Второй мировой войны по решению Нюрнбергского трибунала в компании других военных преступников, но те, отбыв свои сроки, покинули тюрьму. Охрану правой руки Гитлера осуществляли по очереди военные армий-союзников: США, Франции, СССР и Великобритании. В августе был британский черёд. После прогулки 90-летнего преступника нашли повешенным на электропроводе… До сих пор не смолкают споры о том, покончил ли он с собой или был убит агентами спецслужб. Андрей Плотников – советский надзиратель тюрьмы Шпандау – провёл собственное детальное историческое расследование в книге «Тайна смерти Рудольфа Гесса: Дневник надзирателя Межсоюзной тюрьмы Шпандау» и пришёл к неожиданным выводам, проливающим свет на истинные обстоятельства смерти «заместителя фюрера».

Издательство «Кучково поле», 2018

* * *
Владимир Сорокин выпустил новый сборник короткой прозы, куда вошли тексты последних лет. У Сорокина репутация человека, создающего скандал на ровном месте, когда ничего, как говорится, не предвещало. Писатель любит потрошить черепные коробки своих героев в непринуждённой обстановке традиционного застолья с оливье, под звон хрустальных бокалов и мерное постукивание вилок о тарелки. И вот, когда все ритуалы соблюдены и всё идёт чинно, благородно, после рюмки-другой подсознание прорывается наружу и бесы прошлого устраивают пьяный суд, напоминающий скорее самосуд. Сорокин черпает в прошлом огромный потенциал для своих историй, но в «Белом квадрате» автор нарушает традицию и обращается не к прошлому, а к настоящему, к тому времени и месту, где совершённые ранее поступки актуализируются и где все события собираются в единую картину и взрываются невообразимым фейерверком психоделики, разрывающей привычную жизнь на мелкие осколки.

Издательство Corpus, 2018