Пятое время года
Кто из нас не мечтал хоть раз оказаться в чужой роли? Какой Акакий Акакиевич не мечтает стать Казановой? Какая Золушка – сказочной принцессой на час? И, скорее всего, в мире все еще существуют одинокие учительницы, в которых неспокойным сном дремлет куртизанка… И, к сожалению (а может, к счастью), дни, когда жизнь становится театром, а люди – актерами, действительно происходят – но только раз в году, в феврале, перед наступлением Великого поста, в дни карнавала
А откуда взялось само слово? Существуют две гипотезы. По одной, слово происходит от латинского «carrum novalis», «морская колесница», корабль с крыльями, который несли в Риме по улицам в дни Сатурналий. С другой точки зрения, выражение происходит от «carne, vale!» – то бишь «Прощай, мясо!», так как карнавал происходил перед началом Великого поста…
Jo Saturnalia!
Истоки праздника, как уже сказано, лежат в римских Сатурналиях в конце декабря, когда жатва заканчивалась и на земле воцарялся Сатурн.
В период празднеств в Риме на две недели воцарялся праздничный беспредел!
У школьников были каникулы, а у палачей – отпуск, так как казни запрещались. Рабы освобождались от работы, рядились в господскую одежду. Им разрешалось сидеть за одним столом с господами и отпускать в их адрес грубые шутки – а те подносили им вино. На дни праздника в Риме избирался «лжецезарь», который в конце Сатурналий должен был покончить с собой.
Ее Величество Маска
Прошли века – и в Италии воцарился Венецианский карнавал, наследник римского безумия, колдовской, очаровательный, таинственный!
Именно там с XI в. царственно вышла на сцену Ее Величество Маска – бесстрастная, сверкающая королева венецианского «пира во время чумы»… Да-да! Во времена чумы в Венеции доктора, посещая больных, надевали «бауты» – маски, украшенные длинным птичьим клювом. В клювообразный нос Medico della Peste набивали пучки ароматических трав, борясь с миазмами. А кроме того, само уродство бауты должно было отпугивать Черную даму – Смерть. Бауту носили в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой – tricorno. Сам же костюм впоследствии в карнавальном венецианском пандемониуме получил особое имя – Доктор Чума.
Кот, Пульчинелла и все-все-все
Каковы традиционные венецианские образы? Это, несомненно, персонажи комедии дель арте – Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино… Еще есть Гражданин, Доктор Чума, Дама. Одна из любимых венецианских масок – Кот. До чего же он хорош! Разодет в розовые штаны из панбархата и в светло-коричневый камзол с жабо, украшенный ажурной тесьмой и цветком из шелковых лент, на голове – бархатная шляпа с пером. Легенда гласит, что некогда Венецию наводнили крысы, а кот, которого привез из Китая Марко Поло, их всех переловил и спас город от чумы.
Венецианские маски прекрасны, зловещи, неповторимы. Порой это настоящие шедевры из эмали, лака, стразов, перьев, бисера, заканчивающиеся золотым и серебряным кружевом… Сногсшибательные цены на такие маски поражают воображение не меньше, чем их дизайн.
Праздник с запахом мимозы
Накануне Великого поста карнавальное цунами прокатывается по всему миру. И все же главный соперник Венецианского карнавала – грандиозный карнавал в Ницце.
Этот карнавал – один из старейших на Старом континенте. Он родился в 1294-м, когда герцог Анжуйский приехал сюда провести несколько приятных деньков – и устроил праздничное буйство! Балы следовали за балами, в звездах фейерверков мимы и фокусники захватили городские площади – словом, город на неделю был охвачен подлинным пожаром веселья!
Несколько веков карнавал здесь был стихийным. А в 1873 году некий житель Ниццы взял на себя инициативу организовать комитет праздника. С XIII века из карнавального «графика» выпали всего несколько лет Второй мировой и 1991 год – время конфликта в Персидском заливе.
По традиции каждый карнавал в Ницце посвящен особой теме. Например, праздник 1953 года возглавлял Король цирка, в 1957 году – Король гастрономии, в 64-м – Король танца, а еще – Король смеха, Король спорта, Король простофиль. А в 2009 году на Английской набережной (с 13.02 по 01.03) взойдет карнавальная «виртуальная луна цвета зеленого сыра».
В первый день торжества участники и зрители встречают Его Величество Карнавального короля, а вечером выбирают Королеву праздника. Их Карнавальные Величества въезжают в город, окруженные многочисленной танцующей свитой, под неумолчный грохот и свист.
Особая церемония праздника – Цветочные баталии на Английской набережной. Эти «несмертельные бои», придуманные в 1876 году, превратились со временем в настоящий спектакль. С огромных красочных колесниц, похожих на гигантские цветочные корзины, самые красивые девушки и юноши Лазурного Берега в ярких костюмах кидают в толпу зрителей букеты роз, лилий, мимозы, гвоздик. Эти колесницы длиной 7 метров и высотой шесть – настоящие произведения искусства. Каждая – подлинный шедевр, триумф воображения, вкуса и изобретательности флориста. На подобную ароматную мозаику уходит до пяти тысяч цветов. Разумеется, главный цветок на колеснице – символ Ниццы, мимоза.
А к ввечеру загорается площадь Массена. Там в дни карнавальных баталий воздвигают целый сборный стадион, дома одеваются в 120 тысяч квадратных метров фанеры, которую расписывают 120 художников. При этом декорированы панно 150 000 разноцветных лампочек.
Идет настоящая вакханалия! Вертятся огненные колеса, ползут цветные дымы, народ прыскает друг другу в лицо какой-то жидкостью из баллончиков. Вырвавшись на волю, жидкость твердеет на лету, превращается в цветные макароны, которые залепляют глаза, рты, носы, карнавальные рогатые шляпы…
Затем там начинается феерическое «шествие голов». На колесницах торжественно восседают персонажи с громадными головами из папье-маше. Каждая из кукол – главных героев карнавала – может весить до 2 тонн и возвышаться над повозками на 8-12 метров. Возглавляет шествие всегда Король карнавала.
«Хорошим тоном» считается обсыпать всех и вся на своем пути конфетти. Конфетти – производное от Coriandoli, карнавальных баталий конфет. Тогда же было принято обливать прохожих водой, закидывать сырыми яйцами, кукурузой и фасолью. Их девушки обычно метали с балконов прямо в головы понравившихся им парней, притом последние на это не только не обижались, но и воспринимали как заигрывание.
«Конфетные бои» продолжались в Ницце вплоть до 1830 года. Затем отцам города это удовольствие показалось слишком дорогостоящим. Поэтому в середине позапрошлого века вошли в моду цветные конфетти – и сейчас во время карнавала празднующие высыпают на головы друг друга более 15 тонн этих разноцветных бумажных чешуек.
При этом, конечно, количество улыбок, которыми дарит карнавал в Ницце, никакими тоннами и децибелами не измерить! Есть лишь один соперник у «вакханалии с запахом мимозы» – это несравненная
Бразильская феерия
Когда пишешь об этом знаменитейшем зрелище, в ушах слшится отзвук буйной самбы, под черепной коробкой раздается треск петард, а перед закрытыми глазами взлетают ввысь звездные букеты фейерверков!
Карнавал в Рио – это экзотическая смесь европейской изысканности, индейских языческих традиций и ритуалов чернокожих рабов. В стране ревностных католиков и не менее ярых приверженцев «макумбы» карнавал начинают отмечать ровно за семь недель перед Пасхой и за сорок дней до Страстной недели.
Многие спорят о том, что послужило началом карнавальной бразильской традиции. Говорят, в основе ее лежит привезенный португальцами Потешный день – праздник, когда принято было петь, плясать и дурачить друг друга всевозможными способами. Вскоре к народной португальской забаве присоединились африканские рабы, привнеся туда колоритные обычаи своей родины.
Традиционно карнавал в Рио начинается с «официальной части»: мэр вручает городские ключи Королю карнавала – самому толстому человеку в городе! На четыре дня он полноправный хозяин города, который наделяется правом издавать и отменять любые законы. Главный из них: всем веселиться и никому не работать! Подданные не протестуют.
Целую неделю в Рио никто не работает. Улицы до отказа заполняют люди, по сути, в чем мать родила – а ведь не каждого мать родила в рубашке! Обнажаться – это еще один основной закон карнавала в Рио-де-Жанейро. Однако полная нагота правилами запрещена, а во избежание карнавального «бэби-бума» власти бесплатно раздают в эти дни несколько миллионов презервативов.
Музыкальное сопровождение карнавала – самба, бешеный танец, пришедший на латиноамериканский континент из африканских джунглей.
В 1916 году была написана первая самба специально для карнавала, а в 1928-м появилась и первая школа самбы – уникальный, чисто бразильский институт, чья главная задача – подготовка к карнавальному конкурсу, где надо так сплясать, чтобы все попадали от восторга.
Карнавальное шествие самых титулованных школ самбы каждый год посвящено какой-то определенной теме. Для нее в течение всего года школа шьет костюмы, готовит декорации, украшает платформы, ставит хореографию, пишет свою самбу – все для того, чтобы лучше всех пройти по «самбадрому». В выступлении каждой школы участвуют обычно от трех до пяти тысяч человек.
Этот «самбадром» – авенида Маркиза Сапукаи, длина которой 700 метров, а ширина 13 метров. Трибуны «самбадрома» вмещают свыше 70 тысяч человек, причем 40 тысяч мест снабжены столиками и барами. Кульминация карнавала наступает в воскресенье и понедельник.
Под оглушительный карнавальный марш «Расправь крылья» (который специально для праздника написал в 1899 году Шкинья Гонзаго), школы самбы медленно плывут по «Маркизе Сапукаи». Шествие каждой из школ занимает полтора часа, притом первой идет самая титулованная. Там лучшие танцоры, сотрудники школы в карнавальных костюмах.
Четырнадцать танцевальных школ «высшей лиги» выступают две ночи. Притом их шоу должно покорить сердца не только зрителей, но и жюри, которое должно объявить чемпионов и проигравших этого года. Жюри учитывает все: музыку и слова песни, синхронность движений, сюжет постановки. Оценки обычно снижаются за «прорехи» в рядах танцоров: недостаточную экспрессию или слабоватый контакт со зрителями.
Ясно, что подобный спектакль не может быть бесплатным, поэтому туристу придется волей-неволей испытать свой кошелек «на прочность». Места на трибунах «самбадрома» обычно стоят от 250 евро, кресла за столиком – от 450 евро и выше, размещение в VIP-ложах «самбадрома» – от тысячи евро. Гостиницы Рио-де-Жанейро обычно не особенно дороги, но в дни карнавала они всегда переполнены, и цены по сравнению с любым другим временем года взлетают едва ли не втрое.
***
На свете существует великое множество карнавалов. Одни карнавалы эпатажны, другие красивы и утонченны, третьи грандиозны и фееричны – но все любимы и долгожданны.
Чтобы приобщиться к духу этого праздника, вам не обязательно отправляться в Рио, Венецию, Ниццу. Ведь где бы вы ни очутились, будь то Ментона, где проходит Лимонный карнавал, либо нью-орлеанский Марди Гра (Mardi Gras), или же буйный Ати-Атихан в Калибо на Филиппинах, самое главное – ощутить, что ваше сердце бьется в унисон с ритмом этого древнего действа, где державно правит в эти дни античное божество – ЭНТУЗИАЗМ!