Подъезжая под Жизоры…
Средневековый триллер
Жизор — крошечный и очень старинный городишко на границе Нормандии и Пикардии. Главную улицу этого старинного местечка венчает монументальный, много раз перестраивавшийся собор Сент Эсташ. Но не этот великолепный собор притягивает к себе тысячи посетителей, а древний замок-крепость, одно из самых мощных, красивых и загадочных сооружений средневековой Европы, – и мощный магнит для искателей тайн.
Пространство внутри крепости окружают двенадцать массивных башен. В центре на коническом земляном холме высится главное укрепление Жизора – огромная восьмиугольная башня-донжон. Именно с этой башней связана одна из самых волнующих загадок французской истории, о которой с середины прошлого века не устают спорить ученые и любители древности во всем мире.
Таинственный лабиринт
Дело происходит в 1944 году. В замке Жизор, расположенном в 63 км от Парижа, служит сторожем некий Роже Ломуа. Как-то он решает прочистить старинный колодец, засыпанный землей.
Чтобы не смущать посетителей, Ломуа работает по ночам. На трехметровой глубине он обнаруживает в стенке колодца боковую галерею, ведущую куда-то в глубь холма. Попытка пробраться в нее едва не закончилась трагедией: произошел обвал, и Ломуа со сломанной ногой с трудом выбрался наверх.
Едва оправившись от травмы, Ломуа вновь проникает в подземный ход. После нескольких дней непрерывных работ он на глубине 16 м находит пустую камеру размером 4х4 м, откуда в толщу холма ведет боковая галерея.
Внезапно путь преграждает каменная стена. Ломуа пробивает в ней отверстие – и оказывается в обширном подземелье. В свете фонаря его взору представляется древняя капелла романской архитектуры длиной около 30 м, шириной 9 м и высотой 4,5 м. В дальнем конце зала виднеется каменный алтарь с балдахином. Вдоль стен стоят статуи Христа и двенадцати апостолов. Здесь же 19 каменных саркофагов длиной около 2 м каждый и не менее 30 старинных сундуков величиной с комод.
Ломуа ошеломлен! Поднявшись на поверхность, он немедленно оповещает отцов города о необыкновенной находке. Каково же было изумление наивного кладоискателя, когда никто из чиновников не пожелал спуститься под землю! Мало того, городские власти обвинили (не без основания) сторожа в том, что он «дикими» раскопками мог повредить фундаменты замка и нанести ущерб историческому памятнику! Ломуа был с треском уволен, а раскопанный лаз срочно забетонировали.
Но история этим не заканчивается. В 1962 году выходит книга, автор которой бойкий фельетонист по имени Жерар де Сед пишет (со слов Ломуа) о… сокровищах тамплиеров, якобы хранящихся в Жизорской крепости под восьмиугольной башней! Книга имеет столь оглушительный успех, что французский министр культуры Андре Мальро дает добро на проведение исследований, к которым привлекли и Ломуа.
Лаз раскопали, в подземные галереи проникли. Но где же зал? Где сундуки, саркофаги, статуи? От них не осталось и следа! Сколько потом ни искали загадочную капеллу, найти ее не удалось. А между тем ходили и ходят упорные слухи, что где-то под замком Жизор спрятан громадный архив легендарного ордена Сиона, так называемой Сионской общины, в конце ХII в. учредившей орден тамплиеров…
«Как сахар в чае»
Для продолжения нашего рассказа нелишне будет перенестись из Жизора в отдел редких книг Национальной французской библиотеки. Многие тайны скрывают ее хранилища. Одна из них – «невидимое собрание» манускриптов масонского Великого Востока Франции. В годы Второй мировой войны за этими документами охотились нацисты. И тогда было решено растворить бесценное наследие, «как сахар в чае», в фондах Национальной библиотеки, снабдив фальшивыми названиями и подложными номерами. До сих пор в поисках надежно спрятанного «собрания-невидимки» библиотечные хранители десятилетиями перерывают картотеки – но тщетно. Счастливое исключение представляют «Секретные досье Приората Сиона», обнаруженные там в 1967 году.
Согласно найденному документу, первым великим независимым магистром глубоко законспирированного Сионского ордена, возникшего на рубеже XI-XII веков, был сеньор Жан (Иоанн) де Жизор (Jean de Gisors, 1133 – 1220). До 1193 года Жан де Жизор был вассалом английских королей, Генриха II, потом Ричарда I; обладал он землями в Сассексе и Хэмпшире, а также крепостью Жизор, служившей зачастую местом встречи королей Франции и Англии.
Однако в 1197 году английские рыцари под предводительством короля Ричарда Львиное Сердце атаковали в Жизоре войска французского короля Филиппа I и выбили их из города. Год спустя, 6 апреля 1198 года, при осаде замка Шалю Ричард был убит стрелой, пущенной из вражеского арбалета. В том же году Жизор и его окрестности окончательно были присоединены к Франции.
«Три плодоносящие ветви»
Что касается тамплиеров, они, вопреки расхожему мнению, к Жизорскому замку имеют довольно приблизительное отношение. Дело в том, что с самого момента своего основания орден храмовников был не самостоятельной организацией, а военной ветвью ордена Сиона. Здесь мы хоть и боимся обвинений в кухонной ереси a la Дэн Браун, все же попытаемся рассказать о нем.
Сионский орден – тайное общество с жестокой иерархией – в свою очередь, породил три духовно-рыцарских ордена, «три плодоносящие ветви», как называют их магистры. Первый – орден крестоносцев святого Иоанна Иерусалимского (1118 г.), которые затем стали называться госпитальерами и иоаннитами. Почти одновременно из Сионского ордена выделились тамплиеры. А еще через восемьдесят лет орден госпитальеров трансформировался в Тевтонский.
После потери Палестины Сионский орден уходит, что называется, «в глубокое подполье», продолжая при этом железной рукой руководить своими тремя ветвями, по-прежнему безоговорочно подчинявшимися ему.
Тем, кто читал многотомную историческую эпопею академика Мориса Дрюона «Проклятые короли», хорошо известна история величия и падения тамплиеров. Разгром ордена начался в 1307 году. Французский король Филипп Красивый осуществил внезапную и хорошо подготовленную операцию против руководителей ордена. 18 марта 1314 года был сожжен великий магистр Жак до Молэ. В Жизор были привезены несколько тамплиеров высоких рангов. Они оставались здесь в заключении до конца 1314 года. Об этом напоминает сегодня название входной башни замка – башня Узников. Хотя она и была серьезно повреждена в годы Второй мировой войны, на стенах помещений второго и третьего ярусов до сих пор сохранились надписи, оставленные заточенными здесь тамплиерами
Тем же, кто захочет попристальнее вглядеться в дела давно минувших дней, бросается в глаза странный факт. В тот роковой час сионские магистры пальцем не пошевелили, чтобы спасти обреченных на гибель тамплиеров. Отчего? Уж не потому ли, что руководство Сионского ордена сознательно ускорило страшный конец ордена храмовников? Да, но для чего?!
А как понять, что храмовники, стоически переносившие все тяготы крестовых походов, так массово «кололись» на допросах инквизиции, признаваясь во всех смертных грехах, ужасающей ереси и богохульстве? И если следовать гипотезе о некоем тайном умысле, что, если это не-деяние происходило в высших целях? И если, подставив тамплиеров, дело намеренно направляли в «обычное» для того времени инквизиторское русло? И тем самым следствие уводили в сторону от самого главного –Сионского ордена с его мощной структурой, связями и богатством, лишь номинально принадлежавшим тамплиерам.
Богатство надо было не просто утаить, но и найти способ «отмыть» утаенное золото. Остроумный способ тогда придумал великий магистр Сионского ордена мессир Гийом де Жизор, предложив использовать… алхимический бум, сотрясавший Европу начиная с XIV века.
Алхимическая золотая лихорадка тогда захватила королей, сюзеренов, князей церкви, даже мелких лавочников. Лаборатории сооружались при королевских дворах и монастырях. В городах существовали целые кварталы алхимиков. В погоне за мечтой целые состояния швырялись на ветер, уходили дымом из тиглей.
Подобные «эпидемии» никогда не возникают на пустом месте, им обязательно предшествует какое-то реальное событие. А тогда по градам и весям Европы раскатилась весть о том, что по заказу английского короля Эдуарда I некий алхимик изготовил… 25 тонн золота!
На самом деле, по всей видимости, в английскую королевскую казну тогда поступило утаенное золото Сионского ордена. Оно предназначалось для мести за гибель тамплиеров. А «карающим мечом» была избрана Англия.
И когда в 1337 году между Англией и Францией разразилась Столетняя война, современников ошеломили не одни лишь военные успехи бриттов. Не меньшее изумление вызвали несметные богатства, очутившиеся в британской казне, полученные, как считалось, стараниями алхимиков. Именно этим золотом оплачивались отряды лучников, снискавшие Англии славу в сражениях при Креси и Пуатье.
Месть Сионского ордена Франции удалась вполне. По окончании Столетней войны на французскую землю пришли голод, разруха, феодальные междоусобицы, народные мятежи. Провинции на десятилетия оказались ввергнуты в кровавую анархию. И все это – на то самое золото, чье происхождение до сих пор ставит историков в тупик. На исчезнувшее золото тамплиеров…
…Вот о чем размышляешь, бродя по аллеям парка вокруг знаменитой Жизорской цитадели. Здесь под птичий свист и щебет детворы на качелях, перебирая вновь и вновь подробности средневекового триллера, невольно задумываешься о том, сколь потрясающие тайны, какие странные и страшные секреты ревниво хранит от нас и для нас Госпожа История!