ИскусствоКультураСтиль жизни

Сплошной Праздник

Сергей Досекин, «Подготовка к Рождеству», 1896

Вот и январь на дворе, сумасшедший месяц сплошного праздника. Кто-то любит весну, но для меня лично время обновления всегда – зима. Рождество опять же. Можно мечтать о чем угодно, о том, например, чтоб увеличить оборот бизнеса в десять раз или подняться на Эверест. Можно есть и пить с друзьями без чувства вины, ходить без звонков друг к другу в гости, ну а уж про баню я и не говорю. А елки? А елочные игрушки?..

Кстати, самую полную коллекцию русских советских елочных игрушек собрала одна американка. С мужем дипломатом она прожила в России многие годы и каждые выходные как на работу ходила в Измайлово и покупала все, что только связано с Новым годом. Было это в «счастливые» девяностые годы, когда в нищей стране продавали все: не только игрушки да стареньких Дедов Морозов с поблекшими Снегурочками, но и старые семейные открытки, фотографии, газеты, коробочки от праздничных наборов с Кремлевской елки – историю, воспоминания, прожитое счастье. И вот собралась фантастическая коллекция – уникальная и полная. Открывают ее игрушки еще дореволюционные и далее по списку – первые игрушки страны Советов, еще не раскрашенные, агитационные игрушки,  игрушки довоенные из ваты, игрушки военные – из погон, из соли, из проволоки, выполненные на заводе «Москабель», в артелях кустарей, игрушки из обыкновенных лампочек. И дальше все мое счастливое советское детство: птички, домики, сказки Пушкина и прочая. А вот выпуск газеты «Правда» за 1935 год – там Новый год еще и не упомянут, тогда он был еще запрещен. А вот уже и номер от 1 января 1936 года – здесь Новый год на первой странице, его уже разрешили!

Я в солнечной Америке – вся эта коллекция вскоре будет подарена одному американскому музею и исчезнет в его недрах. Все эти балеринки и зеленые, голубые, розовые нетающие сосульки лягут в своигробы-коробки навсегда. Потому что в России они по-прежнему никому не нужны. Никто не бежит сломя голову к почтенной коллекционерше, не просит подарить в Россию. А зря! Вот ведь американские музейщики бегут…

Ну не будем о грустном! Ведь в конце-то концов Новый год в Стране Советов действительно пробовали отменить. Но – не получилось! Да что там отменить! Вот в Европе: как Юлий Цезарь придумал его праздновать в 46 году до нашей эры, так и празднуют с тех пор! А в России – праздновали то в марте, то в сентябре. Когда Петр I решил-таки праздновать в январе, он, конечно же, и тут все сделал по-русски, по-свойски. Вся Европа по григорианскому календарю праздновала Новый год 1 января. А Русь по юлианскому – на 10 дней позже. Наступление 1701–1800 годов – на 11 дней позже, 1801–1900 годов – на 12 дней, а 1901–1918 годов – на 13 дней позже. 14 февраля 1918 года в Советской России был введён григорианский календарь, и празднование наступления 1919 года состоялось наконец уже по новому стилю. Но недолго – потому что уже в 1929 году Новый год как праздник отменили вовсе и 1 января стал обычным рабочим днем. И так до конца 1935 года. Зато в качестве компенсации уже когда новый Новый год восстановили в правах, то оставили себе еще и старый Новый год. Ну, на всякий случай…

Из всех советских праздников этот – единственный, который пережил крушение империи. Канули в Лету и Первомай, и празднование Октябрьской революции, естественно. Даже 8 марта как-то уже на последнем издыхании. Новые праздники типа дня Конституции и освобождения от поляков, еще своих традиций и атрибутов вроде оливье и мандаринов не приобрели. Так что да здравствует Новый год! Пожалуй, единственное ощущение праздника, оставшееся от Страны Советов… Испытываете ли вы гордость при мысли о том, к какому удивительному народу и времени вы принадлежите?!

Конечно! Ведь праздник! Ведь Новый год! Рождество! Богоявление! Прорубь! Надежды! Самогон!

Leave a Reply